Сабельный расчет
Церемонией вручения наград на сцене Театра мюзикла завершился 42-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ). Лучшим фильмом жюри во главе с Тимуром Бекмамбетовым выбрало «Блокадный дневник» Андрея Зайцева, а фильмом закрытия стала спортивная драма Эдуарда Бордукова «На острие». Рассказывает Юлия Шагельман.
В наградных результатах нынешнего ММКФ много резонного. Трудно спорить с присуждением Меган Первис премии за лучшую женскую роль — экспрессивный и искренний перформанс в британском фильме «Хильда», где она сыграла старшеклассницу, вынужденную взять на себя заботу о младших брате и сестре; та же «Хильда» вполне обоснованно взяла и награду за лучшую режиссуру (Риши Пелэм), и приз жюри ФИПРЕССИ. С выбором жюри в категории «лучшая мужская роль» тоже можно согласиться: это Гур Бентвич, режиссер и исполнитель главной роли в фильме «Как сыр в масле» (Израиль), сыгравший практически самого себя — режиссера, для которого ночь премьеры его фильма превращается в необычное путешествие, приводящее его в конце концов к самому себе.
Но что куда загадочнее, так это триумф «Блокадного дневника» (фильм Андрея Зайцева получил еще и награду по итогам зрительского голосования от интернет-портала «ПрофиСинема»). Намерения режиссера, положим, благородны, но реализация их никуда не годится: ни техническое мастерство (со слабостью к самым примитивным приемам типа контраста черно-белых ужасов блокадного Ленинграда с цветными кадрами счастливой довоенной жизни), ни идеи, ни элементарный вкус не дотягивают до той планки высокого трагизма, которую он оплошно выбрал.
Фильмом закрытия ММКФ стала спортивная драма Эдуарда Бордукова «На острие», которая выйдет в прокат 26 ноября. Александра Покровская (Светлана Ходченкова) — заслуженная фехтовальщица-саблистка, вот уже несколько лет бессменная чемпионка России и обладательница серебряной олимпийской медали. Несмотря на то что популярность этого вида спорта от всенародной далека (в фильме есть эпизод, когда муж Александры в баре просит переключить телевизор с футбола на женское фехтование — и просьбу эту встречают недоумением), в ее жизни присутствуют все атрибуты успеха: квартира на Кутузовском проспекте, «мерседес», подаренный государством, и так далее. Супруг-музыкант (Алексей Барабаш), хоть и принадлежит к совсем другому миру, всегда рядом и готов поддержать. Не хватает только олимпийского золота — оно, по всеобщему мнению, ждет героиню уже на следующей Олимпиаде, в Рио-де-Жанейро.
Однако эта ровная в целом жизнь получает встряску, когда тренер Гаврилов (Сергей Пускепалис) неожиданно включает в национальную сборную неизвестно откуда взявшуюся нахальную и бесцеремонную Киру Егорову (Стася Милославская). Техника у 19-летней спортсменки хромает, зато скорость невероятная, а уверенности в себе и презрения к авторитетам ей и вовсе не занимать. Впервые за много лет Покровская начинает чувствовать угрозу своему, как ей казалось, неуязвимому статусу. Как выяснится позже, именно таков и был план Гаврилова, который выступает здесь в роли этакого Макиавелли от спорта, устраивающего своим подопечным не только физические, но и психологические встряски.
Создатели «На острие» (сценаристов тут целых шесть, включая режиссера Эдуарда Бордукова) кроят свой фильм по привычным лекалам спортивной драмы. Успехи и проигрыши, нервные срывы и предательства, эхо семейных проблем в прошлом (Кира, разумеется, неспроста такая неуправляемая), непременное падение (в прямом и переносном смысле) в середине, трудный подъем, и в качестве кульминации — решающий поединок, за которым следит весь мир (даже мужики в баре, все-таки согласившиеся включить женское фехтование). Однако этот фильм выгодно отличается от остальных картин этого жанра, выходящих у нас по нескольку раз в год, тем, что действие в нем происходит не в героическом прошлом, а в наше время, и в центре внимания не командный, а индивидуальный вид спорта, что позволяет сосредоточиться на противостоянии характеров и почти обойтись без идеологической нагрузки. К тому же даже в современной экипировке фехтование — это попросту красиво, и дуэли здесь сняты вполне эффектно и напряженно, хотя стоявший за камерой Михаил Милашин, как и многие операторы нашего кино про спорт, не избег соблазнов не всегда оправданных рапида и полиэкрана.
В силу самой специфики выбранной спортивной дисциплины картина оказывается неожиданно феминистской для российского мейнстрима.
Ее героини — действительно сильные и независимые женщины, манипулировать которыми тренеру удается совсем недолго. То, что персонажи второго плана оказываются в тени главных героинь, здесь выглядит вполне логично и уместно, хотя в финале картина и сворачивает на прославление командного духа.
Как и остальные кинофестивали этого года, состоявшиеся, несмотря на пандемию, ММКФ проходил в состоянии повышенной защитно-санитарной готовности. Как ни странно, это сказалось на организации фестиваля скорее положительно: порядка было гораздо больше, чем в прошлые годы. А вот зрителей и журналистов меньше — до фестивальных площадок добирались только самые преданные киноманы, при этом предпочитая внеконкурсные программы. И пандемия здесь ни при чем.
Из события, играющего какую-то роль в кинопроцессе (отечественном или международном), ММКФ уже давно превратился в фестиваль повторного показа, дающий возможность синефилам увидеть картины, уже участвовавшие в важных киносмотрах, но проходящие мимо российского проката.
А конкурсы, награды и красные дорожки — лишь приложение к этому, интересное лишь непосредственным участникам.