«Мы не пытаемся влезть в рынок «вирусной» музыки»
Группа «Мумий Тролль» выпустила новый альбом «Призраки завтра», в работе над которым отразились все особенности нынешней обстановки в шоу-бизнесе. Илья Лагутенко рассказал Борису Барабанову о том, почему его группа заключила контракт с мейджор-лейблом, и о том, как на альбом попали рэперы новой школы.
— После долгого инди-существования в качестве инди-группы «Мумий Тролль» все же подписал контракт с мейджор-лейблом Warner Music Russia. А как же независимость?
— У нас внутри группы постоянно шли дискуссии о том, что делать в постоянно меняющейся ситуации с изданием музыки. Перебирали варианты с учетом того, что в этом стриминг-мире ресурсы независимого артиста по части рекламы своей музыки довольно ограниченны. Следить как слушатель ты можешь, а вот угнаться за всеми изменениями в индустрии, когда ты инди-артист, сложно. Поэтому мы начали рассматривать несколько вариантов работы с цифровыми дистрибуторами, которые могли бы предложить интересные условия сотрудничества конкретно по нашим готовящимся альбомам. В течение года мы вели переговоры, и в конце концов выбор пал на Warner Music Russia. Мы готовились к релизам и концертам.
— Но вмешался COVID-19?
— Где-то в марте, когда стали закрывать границы, нам стало ясно, что это надолго и всерьез. Я не разделял общего позитива моих коллег в Москве, которые говорили, что это просто очередной грипп. Я оказался прав. Договор был подписан, и буквально через неделю наступил всеобщий локдаун. Мы рассчитывали издать наш новый материал раньше, но не вышло.
— Почему?
— Это парадокс. Сейчас вроде бы у людей освободилось много времени. Это раньше они писали мне: «Ой, я тут вернулся с гастролей, нужно передохнуть, и недели через две я дам ответ». А сейчас вроде бы все дома, у мониторов. Но по факту все стало очень медленно. Кстати, люди уже нашли у нас в песне «Романс знатоков» эту фразу — «медленнее, чем медленно». И пишут, что «это про COVID-19». Эта вязкость, она буквально на всех распространилась. Наш альбом должен был микшировать Гас Сейфферт — это продюсер, который работает с Майклом Киванукой, Беком и The Black Keys среди прочих. Он попросил выделить две недели между другим его студийным проектом и туром с Роджером Уотерсом. Мы обо всем договорились. Тут наступил локдаун, туры отменились, и вот бы как раз быстренько закончить наш альбом, да? Но он вдруг пишет: «Мне нужно больше времени, нужно подумать над песнями. Я тоже хочу здесь кое-что сыграть. Давай обсудим аранжировку, мне кажется, она должна быть иной». Процесс сведения альбома растянулся на четыре месяца. И в эти четыре месяца я, в свою очередь, не мог ничего гарантировать выпускающей компании. То же и со съемочными группами, которые должны были делать клипы. В одной съемочной группе на Урале кто-то слег с коронавирусом. В каком-то другом месте просто нельзя было ничего снимать. Приходилось на ходу пересматривать планы. И наверное, еще одна причина их срыва в том, что компании, которые занимаются цифровой дистрибуцией, сейчас перегружены. Несмотря на общее замедление, стало больше контента, который нужно отправлять на торговые площадки.
— Новая цифровая жизнь очень жестокая. На лейблах сидят люди, у которых критерий один — зайдет или не зайдет песня на стриминге. Или к артистам вашего уровня отношение другое?
— Есть четкое понимание, что мы ни с кем не конкурируем. За нами есть наши цифровые слушатели, их количество всем видно, ничего доказывать не нужно. Мы не пытаемся со своими новыми песнями влезть в рынок вирусной музыки нового времени. Некоторые песни из чартов кажутся мне смешными, знаешь, из серии «чисто поржать». А большинство и вовсе неинтересны. Но это мои собственные вкусы. А у других людей они другие. И они меняются. Хорошая песня в любом случае всегда живет долго. И мейджоры отдают себе в этом отчет.
— Тем не менее многие комментаторы уже охарактеризовали присутствие на альбоме «Призраки завтра» фитов со Скриптонитом («Кутить») и T-Fest («Не целуясь») как попытку захватить новую аудиторию.
— Знаешь, довольно сложно совместить людей, которые принципиально друг друга не понимают. Я отправил этим артистам мультитрек и сказал, что они могут делать с этими дорожками что угодно. Полная свобода. По итогу я их все же спросил: «Почему меня много, а вас мало?» Могу сказать, что эти двое входят в мою личную пятерку самых интересных представителей русского рэпа. У них есть идея, есть концепт, что меня очень привлекает. Лично мы друг с другом не общались. Познакомились через друзей и взаимодействовали онлайн. И это не была инициатива лейбла. Синергия не была очевидна никому, кроме нас. Идея этих коллабораций родилась в недрах группы «Мумий Тролль», в которой сейчас играют музыканты с очень разнообразным бэкграундом. Результат мне понравился. Понимаешь, во всем можно усмотреть какой-то ход. Но кто-то из наших слушателей в комментариях вспомнил сотрудничество «Мумий Тролля» с рижской рэп-группой Fact, и я не очень понимаю, что изменилось за эти 20 лет. Для меня эти треки — «Не целуясь» и «Кутить» — как виртуальное рукопожатие. А это сейчас не менее важно, чем какой-то там расчет.
— Если говорить о том, как новые песни резонируют с действительностью, стоит вспомнить и ваш новый номер «Космические силы». Похоже, твоему «инопланетному гостю» у нас не очень понравилось.
— Ты имеешь в виду строчки типа «прочихали эту красивую планету» и «командировка стала слишком радиоактивной»? Судя по комментариям, люди вдруг оглянулись и поняли, что да, прочихали. Я-то и раньше оглядывался, но у людей обычно нет на это времени. А теперь появилось.
— Илья, дай, пожалуйста, напоследок комментарий относительно судьбы «Мумий Тролль бара» в Москве. Все же это была важная площадка для города, для молодых артистов. Много хороших концертов там прошло.
— Из старого помещения на Тверской, 7 нас выселили очень быстро, как и прочих арендаторов. Из прессы мы узнали, что там будут элитные офисы и апартаменты. Видать, есть кто-то, кому вот прямо сейчас срочно понадобились апартаменты и офисы элитные. Но недавно мы подписали договор аренды нового помещения на Новом Арбате. Там сейчас ремонт. Самый позитивный прогноз — заново открыться в феврале.