Монументально-эпизодический герой
На 75-м году жизни после продолжительной болезни скончался тенор Вячеслав Войнаровский, ветеран Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Едва ли не самый яркий комический артист отечественной оперной сцены, он также появлялся в эпизодических ролях на киноэкране (в частности, в известных фильмах Марка Захарова и Эльдара Рязанова) и в юмористических телепередачах.
Cлова «оперный певец», да еще «тенор» звучат обязывающе: за ними массовому слушателю так и мерещатся красивая карьера, глянцевитая харизма, покоряющая героика. В самой внешности Вячеслава Войнаровского ничего героического не было. Однако в том, с какой самоиронией он подавал и свою корпулентность, и смешную манеру держаться, и характерный голос, был не только редкий артистизм, но и то абсолютное обаяние, которое на оперной сцене встречается еще реже.
Чем известен Вячеслав Войнаровский
Может показаться, что проще всего с такими задатками в свое время ему было бы пойти по стопам родителей — артистов оперетты. Вячеслав Войнаровский действительно отдал стихии советской музкомедии несколько лет после окончания ГИТИСа: его «распределили» в Саратовский областной театр оперетты. Но уже в 1972-м взяли в московский Музтеатр имени Станиславского и Немировича-Данченко, где он и служил до последних лет, время от времени появляясь и в спектаклях Большого.
Все дело в том, что ни на одних Радамесах и Каварадосси стоит опера. Есть масса вполне репертуарных названий, где характерные артисты-комики не просто могут пригодиться по режиссерской прихоти, а вовсе даже необходимы, и это совершенно не обязательно касается только «смешных» опер.
Понятно, что мосье Трике в «Евгении Онегине» не затмит Ленского — но без ярко и остроумно исполненного Трике вся сцена бала у Лариных будет испорченной.
Да, участие в юмористических телешоу Евгения Петросяна — не самое величавое дополнение к оперной карьере. Но были и другие дополнения: в пусть крохотных, часто бессловесных, но колоритных ролях Войнаровского снимали многие известные кинорежиссеры. Он попал в эпизоды сразу двух версий «12 стульев» — и Леонида Гайдая (1971), и Марка Захарова (1976; кстати, примерять на себя образы Ильфа и Петрова Войнаровскому приходилось и на сцене тоже — в 1980-е он играл Паниковского в оперетте Тихона Хренникова «Золотой теленок»). У Захарова же он снялся в «Убить дракона» (1988), а у Эльдара Рязанова появлялся — толстяком с незабвенными усищами — в «Гараже» (1979).
Что же до самой оперной карьеры, то трудно не заметить, что существенная часть работ Войнаровского-певца последних 20 лет — партии не в популярных шлягерах, а в операх отечественных композиторов ХХ века, известных, но не всегда по нашим условиям ходовых. И это были не просто партии, но эффектнейшие роли: таковы были его Труффальдино («Любовь к трем апельсинам»), Дон Хером («Обручение в монастыре»). В «Похождениях повесы» Стравинского, первой постановке Дмитрия Чернякова в Большом театре (2003), Войнаровский был аукционистом Селлемом, а в «Огненном ангеле» Прокофьева (постановка Франчески Замбелло, 2004) — Мефистофелем, жовиальным плутом-фокусником, с легкостью затмевавшим прочих персонажей второго плана.
Возможно, показательнее всего последняя большая премьера с участием Войнаровского на сцене его родного Музтеатра — «Война и мир» Прокофьева (2012). Де Боссе, дворцовый префект Наполеона, который пытается накормить императора завтраком во время Бородинского сражения и страшно расстраивается, когда Бонапарт отказывается трапезничать, казалось бы, миниатюрная роль на несколько минут, проходная, пустячная. И все-таки именно она оказывалась той краской и той подробностью, которой даже в этом важном, исполинском, многолюдном спектакле будет отчаянно недоставать.