Рецензия на сериал Романа Волобуева «Просто представь, что мы знаем» | Построй свой дом
Построй свой дом

Рецензия на сериал Романа Волобуева «Просто представь, что мы знаем»

Рецензия на сериал Романа Волобуева «Просто представь, что мы знаем»

Остановить прослушивание

Кадр из мини-сериала «Просто представь, что мы знаем» (2020)

Кадр из мини-сериала «Просто представь, что мы знаем» (2020)

КиноПоиск HD

В онлайн-кинотеатре «Кинопоиск HD» вышел мини-сериал Романа Волобуева «Просто представь, что мы знаем». Это четырехсерийная производственная драма о молодых сотрудницах новостного Telegram-канала, похожего на Mash и Baza, и их издателе-бумере. В главных ролях — Анфиса Черных, Рина Гришина, Катя Федина и Евгений Стычкин. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков считает «ППЧМЗ» лучшим российским сериалом о журналистике.

. Отчасти выходит. Весной был «Последний министр» — искрометная политсатира про будни выдуманного (хотя с виду и не скажешь) министерства перспективного развития. В некотором смысле — ответ «Западному крылу», с поправкой на здешнюю абсурдную действительность, конечно. Теперь — «Ньюсрум» по-русски. Производственная драма «Просто представь, что мы знаем» — заметка о жизни новостного Telegram-канала, похожего на Mash или Baza, — предприятия, которые вроде бы презираешь, но не читать не можешь, поскольку там бывают настоящие инсайды.

Кадр из мини-сериала «Просто представь, что мы знаем» (2020)

Кадр из мини-сериала «Просто представь, что мы знаем» (2020)

КиноПоиск HD

Соответственно, высокопарных рассуждений о журналистской миссии и благородных идеалах ждать не приходится. Извини, но ты живешь в России, так что придется всерьез задуматься, брать ли бюджетные деньги за умолчание тех или иных фактов — или честно делать свою работу (герои Соркина, надо полагать, вообще не поняли бы, в чем тут вопрос). Оно, пожалуй, и правильно: все же подобные энтузиасты если и пишут по-русски, то последние несколько лет обитают где-то в районе Риги (см. ютьюб-полотнище Николая Солодникова), и встраивать их в столичные интерьеры было бы по меньшей мере странно.

Небольшое отступление. Занятно: с возникновением стрим-платформ отечественное сериалостроение сразу перескочило к сегодняшнему дню — с его ультраскоростями, мессенджерами и постправдой. А пройденный Западом «кабельный» этап со степенными драмами (как «Самый громкий голос» от Showtime) так и не состоялся. Но мы, напомним, по-прежнему ждем художественного осмысления разгона классического НТВ — с Антоном Лапенко в роли Леонида Парфенова.

Кадр из мини-сериала «Просто представь, что мы знаем» (2020)

Кадр из мини-сериала «Просто представь, что мы знаем» (2020)

КиноПоиск HD

Возвращаемся. «ППЧМЗ» отчасти похож на «Чик» — главный российский сериал 2020-го. Там тоже было про молодых девушек и отчаянные попытки построить свой бизнес. Только Белла, Ира и Ксюша (Анфиса Черных, Рина Гришина и Катя Федина) уже дошли до следующего этапа: канал запущен, подписчиков — несколько сотен тысяч. Но как на этом делать деньги — неясно. В результате некоторых договоренностей к ним присоединяется Евгений Малышев (Евгений Стычкин) — экс-звезда журналистики, единственный в России обладатель Пулитцеровской премии, который пять лет назад со всем завязал и перебрался в Лондон. Формально он назначается издателем «ППЧМЗ», однако по факту занимается всем подряд и служит кем-то вроде ментора (или лишнего колеса).

Герой Стычкина — собирательный образ, но в его стариковском ворчании в первую очередь угадывается сам Волобуев. Сценарий, в отличие от «Последнего министра», он только перекраивал — идея и оригинальный текст принадлежат перу Ильи Маланина и Милы Просвириной, это их сценарный (и продюсерский) дебют. Но перекраивал, видимо, активно, поскольку язык в итоге получился очень характерный. Примерно та же едкая издевка, смешанная с трогательной нежностью, что и в сериале про чиновника-недоумка, только в этот раз все устроено не так вертикально и ситкомно. Местами все утопает в хипстерско-интеллигентском флере первой половины 2010-х. Бонусом — много околонуарного неона; первая серия открывается кадром с хитросплетением эстакад, как будто подрезанным в «Водовороте» от того же «Кинопоиска». Вообще «ППЧМЗ» бывает невероятно красив, особенно когда в неожиданных отражающих поверхностях всплывают сообщения, а место и время обозначаются не сухим титром, а слепком заблокированного экрана айфона.

«Просто представь, что мы знаем» — во многом про сегодня, но еще больше — про буквальное вчера. Действие разворачивается в марте 2020 года. Малышев — артефакт уходящей эпохи, Беллу и Иру, чей офис располагается на втором этаже стрип-клуба (такая вот голая правда), тоже не назовешь героинями нашего времени — они сформировались еще в «старых медиа». Ближе всего к этому статусу подбирается Ксюша, самая молодая из троицы. Она — несколько карикатурная зумерка (к ней так и обращаются — «зумер»): себе на уме, внешне похожа на Монеточку, которую и слушает (отстаете от трендов, Роман Олегович, Монеточку уже года полтора ставят одни бумеры, почаще заглядывайте в TikTok). Ее линия — про стремление продолжать, несмотря на разочарование — пожалуй, самое точное, что говорилось с экрана о российской журналистике, поэтому сериал стоит увидеть как минимум всем тем, кто думает о поступлении на журфак.

Кадр из мини-сериала «Просто представь, что мы знаем» (2020)

Кадр из мини-сериала «Просто представь, что мы знаем» (2020)

КиноПоиск HD

Не хочется использовать кошмарные формулировки «не для всех», но по-другому как будто и не скажешь. «Просто представь, что мы знаем» — довольно специальная работа; во многом — чересчур. Здесь очень много внутренних шуток и подколов, которые поймут только те, кто следит за жизнью отечественных медиа, — в основном сотрудники этих самых медиа. В первом эпизоде присутствует феерический парад камео: от самого Волобуева и Анны Монгайт до Ильи Красильщика и Екатерины Шульман. Почти у всех есть прототипы — где-то послышатся интонации Арама Габрелянова, где-то — Олега Кашина. Если эти имена вам ни о чем не говорят, придется трудновато. С другой стороны, медийщики — тоже какая-то аудитория, сравнительно небольшая, но платежеспособная. Так что подобное, наверное, имеет право на существование, особенно если «Кинопоиск» и правда хочет стать «российским Netflix», который способен предложить сериал абсолютно на любой вкус.

И есть еще одна аудитория — правда, едва ли целевая. Несколько лет назад музыкант и шоумен Александр Пушной ездил по ВУЗам с творческими встречами: рассказывал истории, играл на гитаре — в общем, веселился. На одной из таких он рассказал студентам, как после успеха программы «Галилео» за ним вдруг стали везде следовать по пятам маленькие дети — «как за Бонифацием». Тогда один юноша спросил: «Вы же понимаете, что мы и есть те самые дети?» Лучшим моментом встречи стала неловкая пауза в долю секунды. Так вот, сегодня выйдет много текстов про сериал «Просто представь, что мы знаем» — и примерно половина их авторов «вообще-то выросла на его текстах», как героиня Анфисы Черных — на текстах Малышева. Для них (ладно, для нас) это все особенно ценно.

Источник