Берег выживших
На территории культурно-делового пространства «Севкабель» в Петербурге прошел 19-й музыкальный фестиваль Stereoleto. В фестивале приняли участие Земфира, Noize MC, Хаски и Anacondaz, а также целая обойма белорусских групп. Морским воздухом вместе с участниками и гостями фестиваля на Васильевском острове дышал Борис Барабанов.
Порт Севкабель с видом на Финский залив — первая ласточка преображения промзоны, расположенной на берегу последнего. Соседние территории со временем также джентрифицируются и, как и Севкабель, превратятся в прогулочную зону с ресторанами, клубами, спортивными залами и детскими площадками. 5 сентября на сравнительно небольшом отрезке берега помимо фестиваля Stereoleto прошли еще концерт группы «Алиса» и электронная вечеринка в поп-ап-пространстве «K-30»: истосковавшаяся по музыкальным событиям публика ринулась поглощать искусство в рамках, оговоренных Роскомнадзором. На Кожевенной линии, единственном подъездном пути к новым культурным объектам, образовалась пробка.
Афиша Stereoleto всегда отличалась серьезным представительством зарубежных звезд. В 2020 году единственными артистами, подтверждавшими международный статус фестиваля, были белорусы: Molchat Doma, «Союз» и Intelligency. В любое другое время это было бы поводом для иронии, но организаторам Stereoleto стоило немалых усилий привезти артистов из соседней страны, охваченной волнениями. Ограничения на перемещения между Россией и Белоруссией все еще не сняты окончательно.
Посетители на фестивале
Фото: Алексей Смагин, Коммерсантъ
Выстрелившая на Западе группа Molchat Doma выступила на Stereoleto 5 сентября и оказалась достаточно предсказуемым коллективом, играющим на стыке синти-попа и постпанка. Хмурая музыка, располагающаяся на условной оси Joy Division—Depeche Mode—«Кино», востребована по обе стороны российско-белорусской границы: практически идентичный Molchat Doma образец такого стиля на следующий день продемонстрировала новосибирская группа Ploho. Только у россиян градус безысходности был усилен видеорядом с кадрами панелек и окраинных дискотек, обработанными в эстетике любительских VHS-съемок.
Другая белорусская сенсация, группа Intelligency, недавно возглавившая чарт Shazam, привезла на фестиваль доступные танцевальные ритмы, которые звучали органично на расположенной прямо у воды сцене Beestereo. «Прямая бочка» у Intelligency чередовалась со слабой долей, русский язык с английским. Зрители дорвались наконец до группы, чей трек «August» звучит из каждого утюга, а Intelligency — до расслабленной, не особо озабоченной политикой аудитории.
Впрочем, из танцпартера время от времени все же доносилось: «Жыве Беларусь!» И музыканты отвечали: «Жыве!»
А лучшим белорусским коллективом было трио «Союз», выделявшееся на фоне земляков и исполнительским уровнем, и качеством звука. Мелодии, отсылающие к киномузыке 1970-х, перекликались со стилем свежей техасской сенсации Khruangbin. Объединяющей же чертой трех белорусских групп оказались усы: играя совсем разную музыку, фронтмены трех групп соответствовали самому расхожему стереотипу о белорусах.
Российские мастера речитатива Anacondaz, Noize MC и Хаски стали хедлайнерами первого дня фестиваля. Среди отечественных участников Stereoleto стоит также отметить самарский синти-поп-дуэт «Бабба», который, судя по откликам посетителей фестиваля, стал его открытием; во многом это произошло благодаря остроумным текстам о тяжкой девичьей доле в современной России.
Выступление Земфиры Рамазановой 6 сентября обеспечило фестивалю аншлаг, который, впрочем, укладывался в дозволенные нормы — 5 тыс. зрителей. Это было первое выступление Земфиры за очень долгое время. Санкт-Петербург стал местом премьеры новой программы, которую певица готовила для серии фестивальных выступлений, но в итоге из всех летних фестивалей состоялось только Stereoleto.
Земфира выдала фестивальный сет, в котором нашлось место для двух относительно новых песен — «Абьюз» и «Goodbye», а также для всегда актуального и до сих пор неизданного номера с припевом: «Если мы выживем этим летом, то с нами уже ничего не случится».
В выступлении певицы, одетой в длинный черный плащ, было максимум концентрации и минимум нервозности. Программа звучала так, словно ее обкатывали на гастролях годами. Земфира даже смогла выписать английского звукорежиссера Джона Додкина, который пробрался в Россию и обеспечил безупречный саунд как в величественной и спокойной версии песни «ПММЛ», так и в громкой и драматичной связке «Река» / «Без шансов». Новый альбом Земфиры выйдет совсем скоро, возможно, еще до наступления 2021 года. Должно же в 2020-м произойти хоть что-то хорошее.
«В народе снова поют песни, которые были запрещены»
Основатель приехавшей на Stereoleto белорусской группы Intelligency Всеволод Добвня рассказал Борису Барабанову о своем отношении к внезапному успеху, о пути из Минска в Петербург и о своем отношении к политическим событиям на родине.