Бумажные похороны
Стало известно о закрытии легендарного британского журнала Q, который на протяжении 34 лет был одним из самых влиятельных музыкальных СМИ в Европе. Последний номер выйдет 28 июля. Борис Барабанов задался вопросом, как глянцевый журнал так долго протянул в цифровом мире, а заодно вспомнил так и не случившийся выход Q на российский рынок.
Журнал Q начал выходить в Лондоне в 1986 году. Его основатели, музыкальные журналисты BBC Марк Эллен и Дэвид Хеппворт, обнаружили, что взрослые меломаны заново закупают альбомы, которые полюбили в виниловой версии,— теперь на CD. А значит, им все еще интересны их старые кумиры. Это не была совсем юная аудитория, на которую была рассчитана прочая музыкальная пресса той поры. Выпуск ежемесячного глянцевого журнала для публики с более высокими потребительскими стандартами, нежели, например, у покупателей еженедельных New Musical Express или Melody Maker, точно имел смысл.
В 1990-е в Англии появились похожие по формату журналы Mojo и Uncut.
Толстый глянцевый журнал про индустрию развлечений с большими интервью, дорогими фотосессиями и внушительными подборками рецензий на новые пластинки мог продавать рекламу на своих страницах только в стране, где можно говорить о шоу-бизнесе как о внушительной отрасли экономики.
Спустя буквально несколько лет после запуска журнал Q стал вручать свои ежегодные награды, конкурируя в престижности с «британской Grammy» — BRIT Awards.
В 1990-е российские меломаны и журналисты, начавшие регулярно наведываться в музыкальную Мекку Старого Света, стали покупать Q, и для многих он стал эталоном музыкального журнала. Q писал о музыкантах, которые так или иначе были представлены у нас на радио и в магазинах — U2, Depeche Mode, Oasis, Blur, Мадонна, Radiohead и так далее, в то время как главный американский музыкальный журнал Rolling Stone был по сути не совсем музыкальным, скорее культурно-публицистическим, а его аудитория обожала чуждые россиянам кантри и рэп.
Впрочем, широкая аудитория в России ничего про Q не знала. Хотя в какой-то момент издание было в нескольких шагах от отечественного читателя.
В 1995 году формат Q попытался представить на местном рынке Сева Новгородцев. Его «журнал, похожий на Q» получил название «О!», он даже появился на прилавках, но дальше трех номеров дело не пошло.
А в самом начале 2000-х Артемий Троицкий, порядком уставший от руководства местным Playboy, убедил боссов из ИД Independent Media, что настоящий музыкальный глянец может быть интересным бизнесом в России. В этот период Q был в Англии вне конкуренции, его несомненным преимуществом было соседство на журнальных страницах актуального рока и поп-музыки из чартов. По поручению господина Троицкого пилотный выпуск российской версии Q подготовил журналист Максим Семеляк. По словам последнего, это был не в чистом виде Q, а некий новый продукт с материалами из Q и другого авторитетного британского издания — журнала Mojo, нацеленного на еще более консервативную и меломанскую аудиторию. На обложке пилота был Ник Кейв, а внутри среди прочего — интервью с Адриано Челентано. «Мы сразу думали об окупаемости и о специфике русской аудитории,— вспоминает Троицкий,— так что интервью с Аллой Пугачевой там тоже вполне могло появиться».
В стране, чья музыкальная индустрия только становилась на ноги, было в тот период на удивление много музыкальных журналов. Если питерский Fuzz наследовал традиции андерграундного самиздата, то, например, русский NME пытался быть модным и наглым пробританским изданием, а Play состоял только и исключительно из рецензий.
Q должен был быть дорогим глянцем для мужчин, слушающих музыку, в той же степени, в которой Playboy был дорогим глянцем для мачо, а Men`s Health — дорогим глянцем для ЗОЖников.
Однако, по словам Артемия Троицкого, ни обычные рекламодатели, к которым обратились его коллеги из Independent Media, ни его друзья из шоу-бизнеса не были готовы размещать рекламу в русском Q. Троицкий вспоминает слова одного из гастрольных промоутеров: «Зачем мне рекламировать свой концерт в Q за $4–5 тыс., если я могу дать $200 музобозревателю «Комсомольской правды» и получу тот же эффект?» По словам журналиста, сотня сигнальных номеров Q так и лежат до сих пор где-то в его архивах.
Ближе к концу 2000-х Q пришлось подстраиваться под реалии рынка. В 2008 году журнал в два раза уменьшился в объеме. Если в 2007-м тираж Q составлял 130 тыс. экземпляров, то в 2015-м — только 44 тыс., и это все равно была хорошая цифра, которую обеспечивала преданная аудитория взрослых островных меломанов (для сравнения, бумажный NME в этот период уже распространялся бесплатно, а с 2018-го существует только в интернете). Переселение журнала в интернет газета The Guardian в недавней статье о закате Q называет «безнадежно медленным».
Q спасали не столько любимые публикой коллекционные выпуски, публикация разного рода «списков лучших групп» и вкладка эксклюзивных CD, сколько простая привычка целого поколения получать рекомендации именно таким способом.
В июле 2020 года, сообщая о закрытии журнала, его редактор Тед Кесслер сказал, что еще в марте никто не мог предсказать такой исход, но ситуация, сложившаяся из-за эпидемии COVID-19, «оказалась непреодолимой». В мае владельцы Q из компании Bauer Media выставили журнал на продажу, но покупателя не нашлось. Конец Q, как и большей части мейнстримной бумажной прессы, можно было предсказать давно. Он стал результатом всеобщей цифровизации, смены потребительских привычек аудитории и конкуренции с блогами и онлайн-медиа.
Как отмечает та же The Guardian, последней каплей для журнала Q стала попытка быть актуальным, писать о самых модных артистах и поднимать самые обсуждаемые темы. Для ежемесячного издания это смерть: то, что было важно месяц назад, сегодня никого не волнует. На плаву остаются нишевые бумажные издания с маленькими тиражами, рассказывающие о делах давно минувших дней. Так, как это делал Q в 1986-м.