Умерла Жюльетт Греко | Построй свой дом
Построй свой дом

Умерла Жюльетт Греко

Умерла Жюльетт Греко

«В ее голосе слышны миллионы стихов, что еще не написаны»

Французские СМИ сообщили о смерти легендарной певицы и актрисы Жюльетт Греко. По словам родственников, она умерла в своем доме в Раматюэле. О причинах смерти не сообщается. Она могла стать как следствием инсульта, перенесенного несколько лет назад, так и просто возраста: Жюльетт Греко было 93 года.

Жюльетт Греко родилась в 1927 году и успела принять осознанное и деятельное участие в движении Сопротивления. Ее арестовали, но из-за юного возраста ей удалось избежать сурового наказания, в отличие от матери и сестер, также участниц Сопротивления, в 1943 году их отправили в концлагерь Равенсбрюк, который только через два года освободила Советская армия.

Музыкальная и кинематографическая карьера Греко начала стремительно развиваться в первые послевоенные годы: в 1946 году она впервые вышла на театральную сцену, а вскоре после этого стала вести на радио передачу о поэзии. Первый фильм с именем Жюльетт Греко на афише назывался «Братья Букенкан» (реж. Луи Дакен). Уже в 1950 году она появилась на экране в легендарном «Орфее» Жана Кокто с Жаном Маре в главной роли.

Тогда же во Франции стал популярен первый шлягер в исполнении Жюльетт Греко — «Si tu T`imagines» на стихи Раймона Кено. Глубокий, насыщенный красками голос мгновенно стал частью парижского художественного ландшафта. Человеком, который открыл в Греко талант певицы, считается Жан-Поль Сартр. Ему принадлежит поэтичная характеристика таланта Жюльетт Греко: «В ее голосе слышны миллионы стихов, что еще не написаны. Для актеров специально пишут пьесы, почему же не писать стихи для голоса?»

С подачи Сартра Греко стала регулярно выступать в отеле La Lousiane — джазовом сердце богемного района Сен-Жермен-де-Пре. Именно там ее слушали Альбер Камю, Жак Превер и Борис Виан. Там же сформировался ее образ: статичный черный силуэт у микрофона и выразительные руки на фоне лица, о котором Пикассо говорил: «Вы загораете под луной!»

Греко стали называть «музой экзистенциализма», а песни, написанные исключительно на стихи «настоящих» литераторов вроде Сартра или Кено, поначалу рассматривались в контексте интеллектуальной среды Парижа, но вскоре и массовая публика не смогла им сопротивляться.

В 1949 году начался многолетний роман Жюльетт Греко с Майлзом Дэвисом. Роман, в котором не могло быть хеппи-энда, несмотря на то, что Сартр уговаривал их пожениться. Они жили в разных странах, каждый строил свою карьеру, джазмен страдал от наркозависимости, к тому же в обеих странах были сильны расовые предрассудки, и альянс темнокожего трубача и белой певицы вряд ли мог рассчитывать на всеобщее одобрение. Тем не менее близкие отношения Жюльетт Греко и Майлза Дэвиса, в последние годы переросшие в дружбу, продлились до 1991 года — до самой смерти джазмена.

Среди возлюбленных Греко также значились автогонщик Жан-Пьер Вимилль, писатель Альбер Камю, шансонье Саша Дистель, кинопродюсер Дэррил Занук и джазовый композитор Куинси Джонс (с которым на долгие годы поссорился Майлз Дэвис, когда узнал об их связи). И все это помимо трех официальных мужей — актеров Филиппа Лемэра и Мишеля Пикколи и пианиста Жерара Жуанне. Последнего (в качестве аккомпаниатора) Жюльетт Греко делила с Жаком Брелем.

Когда изучаешь бесконечную череду романов Жюльетт Греко, трудно представить себе, где в этой бурной жизни находилось место для музыки.

И тем не менее множество песен из ее репертуара стали классикой французской эстрады. К их числу относились изначально написанная для Эдит Пиаф «Je Hais Les Dimanches» Шарля Азнавура, а также «Coin De Rue» Шарля Трене, «Chanson Pour l`Auvergnat» Жоржа Брассенса, «Musique Mecanique» Бориса Виана, «Il Etait Une Oie» Сержа Генсбура, «On N`oublie Rien» Жака Бреля и «Jolie Mome» Лео Ферре.

Она была музой не только для экзистенциалистов, но и для The Beatles. Песня «Michelle» была написана под непосредственным впечатлением от Жюльетт Греко и всей культуры «рив гош» — богемного Левого берега Сены. «Они все носили черные водолазки,— рассказывал Пол Маккартни,— и мы вслед за ними. Мы с ума сходили по Жюльетт. Темные волосы, настоящая певица, полное погружение. Я притворялся французом, и это дало свои плоды позднее — в виде песни »Michelle»». А Джон Леннон писал в книге «Устная небопись»: «Я всегда фантазировал о женщине, которая была бы красивой, умной, раскрепощенной брюнеткой с высокими скулами, о такой, какой была Жюльетт Греко».

Еще один потрясающий факт. Сингл «Michelle» вышел спустя всего два месяца после того, как Жюльетт Греко совершила попытку самоубийства. Человеком, который обнаружил ее лежащей без чувств на полу в ванной и отвез в госпиталь, была Франсуаза Саган.

Жизнь Жюльетт Греко похожа на сценарий какого-то нетфликсовского сериала о человеке, путешествующем сквозь время и встречающем на своем пути таблоидных знаменитостей и гениальных творцов. Но никакой сценарист не рискнул бы создать героиню, которая знала вообще всех значимых персон века. Пройти через войну, стать иконой стиля, увидеть все самое главное в XX веке и ухватить приличный кусок XXI — это слишком даже для фантастики.

Борис Барабанов

Источник