Умер Борис Клюев | Построй свой дом
Построй свой дом

Умер Борис Клюев

Умер Борис Клюев

Аристократ широкого профиля

В Москве на 77-м году жизни умер актер Борис Клюев, с 1969-го года служивший в Малом театре. Народная популярность, которую принесла Клюеву роль Николая Петровича Воронина в многолетнем ситкоме (2009-2019), как ни странно, не вытеснила из зрительской памяти его роли в культовых советских телефильмах. Другое дело, что и в закатные годы советского кино ни талант, ни фактура Клюева так и не были по достоинству раскрыты и использованы работавшими с ними режиссерами.

Российское телевидение унаследовало Клюева у телевидения советского, в свою очередь эксплуатировавшего барственную фактуру актера, выходившего на сцену Малого преимущественно в амплуа маркизов, лордов-канцлеров и прочих Альмавив. Фактуру, заметим, уникальную для человека, пусть и родившегося в семье безвременно скончавшегося актера Владимира Клюева, но с 13 лет разгружавшего вагоны, с 16 лет работавшего на стройке и вообще числившегося в безнадежно трудных подростках.

1970-1980-е были золотым веков советских сериалов, и без Бориса Клюева не обошлись ни «Хождение по мукам» (1974), ни «Жизнь Берлиоза» (1982), где он сыграл самого Рихарда Вагнера, ни «Михайло Ломоносов» (1984-1986) с Клюевым-Орловым. Но подлинное и, увы, так и не реализованное в полную силу амплуа актера оформилось еще в школьном спектакле «Чертова мельница», поставленном знаменитой Клавдией Половиковой. И амплуа это называлось: «черт первого разряда».

Кем, как не «чертом первого разряда» был его холеный граф Рошфор, инфернальный куратор и без того адской Миледи, в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» (1978) Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Именно ассоциирующийся с Клюевым образ Рошфора уже в постсоветское время эксплуатировали Александр Муратов («Королева Марго», 1996) и Владимир Попков («Графиня де Монсоро», 1997), в чьих сериалах актер сыграл другого персонажа романов Александра Дюма — герцога Гиза.

И разве не отдавал той же чертовщинкой Майкрофт Холмс, всеведущий брат величайшего сыщика, из фильмов Игоря Масленникова (1980-1986) о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Пожалуй, этой ролью Клюев мог гордиться, как никакой другой. Полная неподвижность ленивого тела, кажется, испокон века утвердившегося в кресле лондонского клуба «Диоген» и не намеренного когда-либо его покидать. И — работа острого, слишком острого ума, сыгранная исключительно мимикой. И — незабываемый профиль человека, отягощенного слишком многим знанием и, соответственно, многими печалями.

По контрасту с Майкрофтом Холмсом пусть и опасным, но достаточно мелким, вертлявым бесом казался антигерой Клюева из фильма Владимира Фокина «ТАСС уполномочен заявить…» (1984) по роману Юлиана Семенова, одного из последних опусов, снятых в период обострения холодной войны начала 1980-х. Оборотень Дубов, он же — агент ЦРУ под кодовым именем Трианон, ухитрялся не только информировать заокеанских хозяев об обстановке в африканской республике Нагония, вставшей на социалистический путь развития. Он еще и вел активную половую жизнь московского мажора. Запутавшись в политике и бабах, зверски травил любовницу с экзотическим именем Ольга Винтер (невольное совпадение с фамилией отравительницы из «Трех мушкетеров» — леди Винтер). Но, впрочем, отчасти компенсировал аморальный образ жизни патетическим самоубийством при аресте.

Надо полагать, Борис Клюев знал себе цену как актеру и не мог не переживать из-за несыгранного и несбывшегося. Зато наградой ему стало появление на сцене («Кабала святош» Михаила Булгакова, 2009) в роли, о которой многие актеры мечтают — не кого-нибудь, а самого Короля-Солнца, Людовика Великого.

Михаил Трофименков

Источник