Аттракцион невиданной щедрости
Государственный Русский музей (ГРМ) отмечает свое 125-летие — он был основан 13 (25) апреля 1895 года именным высочайшим указом императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием «Русский музей императора Александра III»» — выставкой, отдающей дань тем, без кого музей бы не состоялся: своим дарителям. По четырем дворцам ГРМ, в которых разместилась выставка, прошла Кира Долинина.
Выставка огромна. 1500 работ размещены в Михайловском дворце, Михайловском замке, Строгановском и Мраморном дворцах. Все вместе должно «объединить наиболее значительные образцы разных видов искусства, поступившие в собрание Русского музея с 1895-го по 2019 год». Номинально вещи разделены: в главном здании, в Михайловском дворце, показывают живопись, скульптуру и графику второй половины XIX — середины XX века; искусство Древней Руси и XVIII — первой половины XIX века — в Михайловском замке; в Мраморном дворце — живопись 1960–1980-х годов и современное российское искусство; образцы гравюры, народного искусства и нумизматики — в Строгановском. Но на самом деле отделить одно от другого практически невозможно. Хотя бы потому, что постоянная экспозиция ГРМ на большую свою часть состоит из подаренных когда-то музею работ, что делает и ее частью этой огромной выставки. Под этим углом зрения музей, открытый сыном в память об отце, и через век с четвертью оказывается очень личным делом.
Коллекция, выставленная в 1895 году на обозрение публики, была небольшой — 434 картины и около тысячи других экспонатов. Источников было несколько: из Эрмитажа и Зимнего дворца поступила галерея картин русской школы; музей Академии художеств передал часть своих собраний; академия также полностью отдала свой Музей христианских древностей. Кроме того, была приобретена коллекция князя Лобанова-Ростовского и перевезена из Царского Села личная коллекция Александра III. То есть первыми собирателями для будущего ГРМ стали российские императоры: Николай I вовремя купил для залов русской школы своего Нового Эрмитажа «Последний день Помпеи» Брюллова и «Медного змия» Бруни. Александр II французов предпочитал всем другим, но и при нем русские залы красовались рядом с Тицианом и Рембрандтом. А вот Александр III, при котором николаевская еще триада «православие, самодержавие и народность» приобрела визуальное наполнение, покупал много и с радостью. Гигантскую «Фрину» Семирадского купил прямо с выставки, дружил с маринистом Боголюбовым, уважал Сурикова, Репина и Васнецова. Николай II продолжил покупать актуальное искусство, но уже с прямым прицелом на музей: от него в ГРМ прежде всего «Покорение Ермаком Сибири» Сурикова, «Запорожцы» Репина, «Христос и грешница» Поленова, Серов и Верещагин.
В императорский Русский музей легко дарили известные коллекционеры и меценаты. Первой принято называть тут княгиню Тенишеву. Она передала в будущий музей работы Кипренского, Венецианова, Брюллова, а позже, будучи совершенно покоренной обаятельными мирискусниками, посодействовала попаданию их вещей в собрание. Коллекционеры из семьи Боткиных мирискусников добавили. Друг Бенуа и всей компании дипломат князь Аргутинский-Долгоруков подарил музею русскую часть своей графической коллекции.
Поток национализированных после революции сокровищ дарами назвать невозможно, но вольные или невольные частные дарения продолжились. Музей выделяет тут дары архимандрита Алипия, врача Григория Левитина и ученого-баллистика Бориса Окунева. Первый собирал от икон до Владимира Маковского; второй интересовался прежде всего XX веком; третий оставил музею по завещанию феерическую коллекцию вещей XIX–XX веков. Собрание Окунева ошеломляет — тут от Левитана до Петрова-Водкина. Хотя для того чтобы описать его, достаточно назвать «Богоматерь Умиление злых сердец» Петрова-Водкина, без которой наследие художника и представить невозможно.
Большие и малые дары, конечно, делить негоже. Несколько работ от вдовы Ларионова или сестры Филонова перевесят многие многосотенные собрания. Дар Ирены и Петера Людвиг вообще выделен в отдельный «Музей Людвига в Русском музее» и до сих пор является единственным музеем современного искусства в стране в его классическом варианте, том, где царят Уорхол, Раушенберг и Бойс. Дарят музею и сами художники. Чаще всего в качестве подарка что-то остается после выставки. Такая практика дает возможность постоянного пополнения фондов вещами актуальных мастеров. Особое значение для ГРМ имеет дар Тимура Новикова, который лег в основу блистательной музейной коллекции работ «новых художников» 1980-х. Имен дарителей много, и для музея честь и обязанность их сохранить. Вся эта выставка именно об этом, вся она — низкий поклон.