6 фильмов «Кинотавра»
11 сентября в Сочи открывается 31-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» — в его конкурсной программе 13 отечественных премьер, среди которых «Конференция» Ивана И. Твердовского и «Kitoboy» дебютанта Филиппа Юрьева, вошедшие в программу «Дни авторов» Венецианского кинофестиваля, а также «Город уснул» Марии Игнатенко, показанный в программе «Форум» Берлинале. Фестиваль в Сочи пройдет с соблюдением всех санитарных норм, специально уточненных Роспотребнадзором по случаю осеннего проведения главного национального киносмотра. Weekend рассказывает о самых интересных фильмах конкурсной программы
Конференция
Иван И. Твердовский
Фото: ВЕГА Фильм
Фестивальная карьера Ивана И. Твердовского началась с приза за лучший дебют за «Класс коррекции» на «Кинотавре» в 2014-м, где в рассказе о девочке-колясочнице, перешедшей в коррекционный класс, режиссер использовал документальную оптику и провокацию как метод взаимодействия с реальностью. 25-летнего Твердовского тогда много критиковали за утрированную жестокость и манипулятивность. «Конференция» — его четвертая полнометражная работа и первый фильм, сюжет которого отталкивается от реальных событий. И кажется, Твердовский нашел точный, спокойный и оттого по-настоящему страшный способ рассказа о событиях, которые произошли в Центре на Дубровке. Главные герои фильма — зрители мюзикла «Норд-Ост», оказавшиеся в заложниках у террористов в октябре 2002-го. Но в фильме нет ни террористов, ни спецназовцев, ни эпизодов насилия — все его действие происходит спустя 17 лет после трагедии. Главная героиня, ушедшая после теракта в монастырь, возвращается в мир, чтобы устроить памятный вечер. Который к середине фильма превращается в псевдодокументальную реконструкцию, заставляя вспомнить фильмы Джошуа Оппенгеймера, где реконструкция используется как прием. Главную роль в «Конференции» играет Наталья Павленкова, которую можно назвать музой режиссера Твердовского. Из ансамбля «Класса коррекции» в фильме снялись также Ольга Лапшина и Филипп Авдеев, который в 2002-м был актером детской труппы «Норд-Оста».
Человек из Подольска
Семен Серзин
Фото: ФРСК «КИНОПРАЙМ»; Новые люди
Фильм «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, премьера которого в этом году, вопреки ожиданиям, так и не состоится, на «Кинотавре» не покажут. Зато в конкурсе можно найти дебют театрального режиссера и исполнителя главной роли в фильме Серебренникова Семена Серзина. «Человек из Подольска» — экранизация одноименной пьесы Дмитрия Данилова, написанной в 2016 году и поставленной впервые Михаилом Угаровым в «Театре.doc». Драматург получил за нее «Золотую маску», а сама пьеса выдержала более 40 постановок по стране. Одна из них — спектакль Семена Серзина в Театре им. Ф. Волкова в Ярославле. Перенося пьесу на экран, 32-летний дебютант периодически «играет в кино», то и дело дразня зрителя жанровыми намеками и обещаниями хоррора. Но в этом, кажется, не было необходимости: в пьесе Данилова ужас и без того присутствует в каждой сцене. Полицейские, которые читают Сорокина, разбираются в нойзе и слушают Einstuerzende Neubauten, страшнее тех, что бьют тебя дубинкой по голове,— потому что даже эти воображаемые полицейские будут работать теми же методами, что и их коллеги в реальном мире. Государственным насилием оказывается пропитана не только наша повседневность, но и схвачено само наше воображение. На главную роль Человека из Подольска Серзин пригласил фронтмена группы OQJAV Вадика Королева — он же сыграл в фильме «Город уснул» Марии Игнатенко, также участвующем в конкурсе «Кинотавра».
Маша
Анастасия Пальчикова
Фото: Марс Медиа Энтертейнмент; PREMIER; Канал ТВ-3
В прошлом году гран-при «Кинотавра» получил 35-летний дебютант Борис Акопов с фильмом «Бык», в котором российские 90-е были показаны глазами человека поколения Y. В нынешнем конкурсе место «Быка» формально занимает дебют 38-летней Анастасии Пальчиковой «Маша» (фильмы роднит и общий оператор Глеб Филатов). И кажется, это первый российский фильм, который предлагает женский взгляд на «лихие 90-е». У фильма неожиданно сандэнсовская интонация, дыхание американского инди-кино чувствуется с первого же эпизода, снятого в кукурузном поле. Однако эта интонационная легкость оказывается ловушкой, потому что минуте на 20-й зрителям гарантированно станет страшно. В этом фильме ужасное показано не в открытую, хотя тут хватает крови и слез. Страшное здесь остается за кадром, в оброненных репликах, в поведении второстепенных героев. Роль «крестного отца», тренера районной боксерской секции в небольшом провинциальном городке, играет Максим Суханов — так Пальчикова салютует кинематографу 90-х и лично Валерию Тодоровского с его «Страной глухих» (по сценарию Пальчиковой Тодоровский четыре года назад снял «Большой»). Но настоящим актерским открытием фильма стала 14-летняя Полина Гухман, исполняющая роль трудного подростка Маши, племянницы «крестного тренера», взрослеющей среди пацанов с района. Это 90-е, снятые «из-под стола», с того единственного ракурса, откуда иначе видны все причинно-следственные связи: чья рука оказалась на чьей коленке, а чья — аккуратно расстегивает кобуру.
Kitoboy
Филипп Юрьев
Фото: ТПО «Рок»
Еще один абсолютно сандэнсовский по интонации участник конкурса — дебют выпускника ВГИКа Филиппа Юрьева. Его дипломная короткометражка «Песни механической рыбы», снятая на Крайнем Севере, после «Кинотавра» и «Послания к человеку» действительно попала в конкурс фестиваля «Сандэнс» в 2013-м. С тех пор Юрьев готовился к съемкам полнометражного фильма, действие которого происходит на Чукотке. Это необычная драма взросления, ее герой — 15-летний Лешка, выросший в поселке, все мужское население которого — китобои. Со сцены забоя кита и начинается фильм, а завязкой он чем-то напоминает прошлогодний режиссерский дебют Григория Добрыгина «Sheena667». Только тут незнакомку из мира вебкама в исполнении Кристины Асмус, в которую влюбляется главный герой, зовут Holysweet999. Лешка, не в силах совладать с собой, решается на опасное приключение — пересечь Берингов пролив, чтобы добраться до Детройта, где живет прекрасная Holysweet. Юрьев совершенно по-новому показывает русский Крайний Север (во многом это заслуга оператора Михаила Хурсевича, прошедшего школу Александра Расторгуева в документалистике и тоже дебютанта в игровом кино). Возможно, это один из первых фильмов, который не «продает» это место ни как вечную мерзлоту, непригодную для жизни людей, ни как уникальный природный заповедник, ни как этнографическую экзотику. И жизнь 15-летнего подростка показана тут деликатно и достоверно — от сцены подростковой мастурбации до встречи с первой настоящей женщиной. И подростковый бунт, и воронка опасностей, в которую затягивает главного героя, и чудесное спасение — все эти сюжетные повороты не имеют географической локализации и знакомы каждому: латиница в названии словно бы намекает на то, что точно так же мог бы снять фильм «Kitoboy» дебютант с другого берега Берингова пролива.
Кто-нибудь видел мою девчонку?
Ангелина Никонова
Фото: Ангелина Никонова
Одна из самых ожидаемых премьер «Кинотавра» — фильм Ангелины Никоновой («Портрет в сумерках»), снятый по мотивам книги Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже». Фильм, как и книга, посвящен отношениям культового кинокритика 1990-х Сергея Добротворского с его женой Кариной, которые начались в 1991 году и закончились в 1997-м. Добротворский был опорным автором журнала «Сеанс», создал собственный способ мыслить и писать о кино, которому во многом наследует современная кинокритика, а его единственная книга «Кино на ощупь», изданная после смерти, выдержала три переиздания (сейчас «Сеанс» готовит четвертое). Помимо производства текстов о кино Добротворский входил в ленинградскую группу «Че-паев», написал несколько сценариев, дружил и сотрудничал с режиссерами параллельного кино. Но почти ничего этого в фильме нет, жизнь ленинградской богемы 1990-х показана тут глазами главной героини, которая вышла из этого мира, хлопнув дверью, в совершенно другой, а теперь, спустя 20 лет, пытается подвести под этот уход фундаментальную базу. Поэтому от Ленинграда 1990-х остается только титр и поливальная машина, зарулившая в кадр словно бы из «Ленкинохроники», а вместо атмосферы времени на экране — классическая мелодрама, разыгранная прекрасным актерским ансамблем: Анна Чиповская, Александр Горчилин, Юрий Чурсин, Мария Шалаева, Виктория Исакова, Юрий Борисов. Имена героев и героинь предусмотрительно изменены (почти все прототипы живы), а все совпадения, можно сказать, случайны.
Глубже
Михаил Сегал
Фото: Bubblegum Production
В 2020-м, кажется, в российской комедии наконец появилось новое имя. Меланхоличный юмор Михаила Сегала, изредка взрывающегося едкой сатирой, всегда ценили на «Кинотавре»: каждый его фильм, начиная с короткометражки «Мир крепежа» 2011 года, участвовал в конкурсной программе смотра. Но за пределами «Кинотавра» судьба его картин складывалась не слишком удачно: они словно бы оказывались слишком простыми для фестивальной публики и одновременно слишком сложными для кинотеатрального проката. «Глубже» — потенциальный народный хит, жанр которого можно охарактеризовать как «сатирическая мелодрама». Здесь Сегал возвращается к интонации своих же «Рассказов» (2012), доводя, с одной стороны, сатирическое до гротеска и, с другой, придавая этому гротеску реалистичность с помощью невероятной органики Александра Паля, играющего в фильме главную роль. Паль играет режиссера-неудачника с амбициями гения, которого выгоняют из Главного Театра Страны за то, что в стремлении достичь настоящей глубины он никак не может выпустить спектакль. Оставшись без работы, он неожиданно сталкивается с приятелем: тот предлагает ему поучаствовать в качестве режиссера в съемках порнофильма, сценарий которого состоит из трех строк. Но по-настоящему глубокий русский режиссер заставит артистов искать зерно роли даже в самых скромных сценарных обстоятельствах. В результате «глубокое русское порно» займет пустующее место национальной идеологии, а «Глубже» имеет все шансы разойтись на цитаты.
Андрей Хржановский о Шостаковиче, Мейерхольде, Гоголе, «Дау» и других не таких