Одна из главных причин недавней массовой гибели курсантов Харьковского университета ВВС — предельная изношенность украинской военной авиации, заявил главком ВВС Украины Сергей Дроздов. «Парк авиационной техники вооруженных сил на сегодняшний день нуждается в обновлении. Речь идет как о моральном, так и физическом старении техники, потому что сейчас мы защищаем воздушные границы нашего государства на образцах техники, которые были выпущены от 1968 до 1991 года… За время независимости Украины мы не получили ни одного военного самолета», — заявил Дроздов.
Самолет Ан-26 Ш, при крушении которого погибли курсанты Харьковского университета ВВС и два офицера, был произведен в 1977 году. В последний раз самолет проходил капитальный ремонт в 1996 году. В последующем самолету неоднократно продлевался межремонтный срок эксплуатации, последний раз — в 2019 году. В июле 2020 года государственное предприятие «Антонов» заключило договор о продлении ресурса данного борта на срок до 2022 года, работы по освидетельствованию должны были начаться 1 октября.
Гибель летчиков была вызвана еще одной причиной, которую Дроздов предпочел не называть. Харьковский университет ВВС имени Ивана Кожедуба — бывшее военно-воздушное училище летчиков, носившее в советские годы имя дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца, защитника республиканской Испании, героя Халхин-Гола. Грицевца поменяли на Кожедуба по «патриотическим соображениям» — Грицевец не украинец, а белорус. Да и трагическая гибель Грицевца в 1939 году, произошедшая во время столкновения на земле с другим самолетом из-за халатности аэродромной службы, наводила на грустные мысли о постсоветских реалиях в университете ВВС… Украинский военный черный юмор давно окрестил этот вуз «школой камикадзе». В 2002 году из-за дефицита финансирования «школа камикадзе» отказалась от своего военного городка в райцентре Рогань, где располагались учебные площадки летного факультета. Проще говоря, будущим асам стало негде и не на чем летать. По этой причине в течение последующих лет погоны лейтенантов ВВС вручались выпускникам наземных специальностей. А аэродром в Рогани начальник вуза благополучно продал харьковскому бизнес-воротиле.
Как пишут на военных форумах выпускники университета ВВС, сесть за штурвал старенького учебного самолета теперь для курсанта предел мечтаний. С таким подходом общий налет обязательных учебных часов резко снизился. Например, у летчиков- выпускников 1997 года налет учебных часов был 70−80, а в начале нулевых годов норма уже была 30−40. Кое-как догнали учебные налеты до 60−70 часов в 2014—2015 годах, когда украинским ВВС для службы в «АТО» потребовались молодые пилоты. Низкая боевая подготовка этих асов сказалась на фронте не лучшим образом. Вертолеты Ми-8, куда главным образом сажали офицеров, легко подбивались из наземной артиллерии, а то и вовсе из стрелкового оружия, летчики гибли. Нередки были случаи, когда боевая машина с экипажем подбивалась огнем побратимов по ВСУ. Раскоординированность наземных карательных частей с воздухом — обычное явление для «АТО».
До катастрофы Ан-26 вузом руководил «атошник», генерал-майор Александр Туринский. Туринский не просто каратель, а «киборг» с позывным Граф. В январе 2015 во время боев за аэропорт Донецка Граф командовал украинской артиллерией. Исход боев оказался для «киборгов» плачевен. На соседнем с Графом участке погиб заместитель начальника штаба зенитно- ракетной бригады полковник Василий Петренко. Однако ж карьера «киборга» Туринского пошла в гору. За донецкий аэропорт он был награжден орденом Богдана Хмельницкого.
В том же 2015 году начальником «школы камикадзе» стал генерал-майор Андрей Алимпиев, профессиональный летчик- истребитель, тоже заслуженный каратель «АТО». В 2018 году Главная военная прокуратура Украины выявила в пищеблоках вуза стаи крыс, а в пище у курсантов — червей. Выяснилось еще, что Алимпиев похищал и продавал предназначавшийся для авиапарка вуза керосин. Алимпиева освободили из СИЗО под крупный залог — который Алимпиев собирал с офицеров ВВС, уголовные дела против Алимпиева с грехом пополам замяли. Но руководить военными вузами Алимпиеву уже заказано.
В 2019 году министр обороны Украины Степан Полторак назначил начальником университета ВВС «киборга» Туринского. Уже одна эта фраза — повод для не очень веселого армейского юмора. Полторак, как говорят укранские офицеры, «типичный мент» — в смысле, что вся служба Полторака до 2014 года прошла в МВД Украины. Над тем, как перешедшие в армию офицеры МВД выстраивают боевые порядки, после чего подчиненный им личный состав можно расстреливать как в тире, до сих пор смеется бывший главарь запрещенной в России УНА-УНСО Дмитрий Корчинский. С Корчинским можно согласиться: у армии и МВД совершенно разные задачи, требующие от командного состава совершенно разного опыта и специальных знаний. Протеже Полторака Туринский к авиации имеет куда меньше отношения, чем ныне отставной генерал Полторак имет к армии. Специализация Туринского — обеспечение связи в войсках противовоздушной обороны. Негласный девиз ПВО — «Сами не летаем и другим не даем», к авиации кадровый зенитчик испытывает профессиональную идиосинкразию. Но ничего не поделаешь: ВВС и ПВО в Незалежной слиты в один род войск.
«У нас самолеты падают, потому что главным летным вузом страны руководят зенитчики», — заявил после гибели курсантов губернатор Харьковской области Алексей Кучер.
Туринский от должности начальника вуза отстранен. Это отстранение вряд ли изменит к лучшему ситуацию в «школе камикадзе», когда-то кузнице лучших кадров для советской авиации. Власти Украины предпочитают тратить миллионы долларов на покупку в Турции БПЛА, а пилотируемой авиации остаются жалкие крохи. Как высказался уже главком ВВС Украины Сергей Дроздов, лет через 8−10 из украинских ВВС можно будет только делать походные солдатские котелки. Больше ни на что эти самолеты не сгодятся.
Реальная численность авиапарка ВВС Украины засекречена. Но украинские военные из боевой мощи Незалежной секрета не делают. По данным с украинских военных форумов, к 2019 году на вооружении в ВСУ стояли 45 истребителей МиГ-29 (включая учебные), 35 истребителей Су-27, до 25 бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25, до 15 транспортных самолетов Ан-26, 20 транспортных Ил -76МД, более сотни чешских учебных самолетов Л-39. Вертолетный парк представлен 20−25 Ка-25, 25−28 Ка-27 и Ка-29, малым количеством Ми-8 и Ми-14. Учитывается как реально находящаяся на вооружении техника, так и находящаяся на хранении. По словам украинских военных, чем реально могут похвалиться ВВС, так это гладкими как стекло взлетно- посадочным полосами на аэродромах. За аэродромы плотно взялись еще в президентство Виктора Ющенко — чтобы было удобнее принимать военные самолеты из США и стран НАТО. В идеальном состоянии находится и транспортный Ан-24Б — персональный борт главкома ВВС.