Как выбрать способ определения поставщика, подрядчика или исполнителя? И, самое главное, как обосновать свой выбор? На этом пути могут встретиться неожиданные «подводные камни», которые нужно будет обойти без лишних потерь. Под потерями подразумевается тот факт, что за неверный выбор могут грозить санкции со стороны государства в виде определенных штрафов. Кроме всего прочего, это вопрос репутации и профессиональной пригодности лиц, принимающих решения по данному вопросу. Классификация способов определения поставщика по 44-ФЗ Есть разные классификации способов выбора подрядчика.
Торги могут проходить в электронном и бумажном формате, быть закрытыми и открытыми, конкурентными и неконкурентными. Отдельно принято говорить о двухэтапном конкурсе и тендерах с ограничениями по участию поставщиков. Конкурентные способы определения поставщиков по закону 44-ФЗ. Речь идет о торгах, предполагающих соревнование между потенциальными поставщиками за возможность подписания договора с заказчиком. Во время закупки в данном формате организатор должен обеспечить исполнителям равные права и добиться снижения изначально установленной цены. Между существующими конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) существуют такие отличия: случаи, в которых они могут использоваться; порядок подачи заявок; сроки размещения тендерной документации, рассмотрения заявок; критерии выбора исполнителя-победителя.
К конкурентным форматам относятся конкурсы, запросы котировок, предложений, аукционы. Стоит подчеркнуть, что с 2019 года все тендеры, за исключением ряда процедур, должны проводиться через ЭТП. Неконкурентные способы определения поставщиков. Закон 44-ФЗ предполагает единственный неконкурентный способ определения поставщика и закупки – заключение договора с одним исполнителем. В ст. 93 этого законодательного акта есть ограниченный перечень случаев, в которых покупатель может выбрать данный формат. Во всех остальных ситуациях запрещается работать с единственным исполнителем.