Ректор АлтГУ Сергей Землюков о месте преподавателя вуза | Построй свой дом
Построй свой дом

Ректор АлтГУ Сергей Землюков о месте преподавателя вуза

07/07/2017

Ректор АлтГУ Сергей Землюков о месте преподавателя вуза

81 Аналитика Алтайский край ​6 июля в ходе пресс-конференции ректор АлтГУ Сергей Землюков высказал свой взгляд на то, каким требованиям должен соответствовать современный преподаватель вуза. Развернутая позиция руководителя опорного университета стала своеобразным ответом на недавний выпад педагогов, которые утверждали, что к ним предъявляют дополнительные квалификационные требования, противоречащие действующему законодательству. Также глава вуза не преминул подчеркнуть, что средняя зарплата в АлтГУ почти вдвое превышает данный показатель по региону. Землюков отметил, что пока не знает, готово ли Минобрнауки продлить с ним контракт после 20 августа (ректору исполнится 65 лет — крайний возраст для занятия должности — прим. ред. БФ ).

— Сам статус опорного вуза, естественно, повлияет на то, что каждый преподаватель должен более ответственно подходить к своим обязанностям и к своей роли. А требования эти повысились не сегодня, а еще, образно говоря, позавчера. К слову, те вузы, что находятся выше нас в общероссийском рейтинге, имеют еще более жесткие требования к профессорско-преподавательскому составу и это объективный процесс.

Давайте посмотрим, ведь буквально за последние 10-15 лет полностью изменился статус преподавателя высшей школы. Раньше основная задача преподавателя заключалась в том, чтобы подать знания студентам, выступить в качестве своеобразного передатчика. Да, конечно, требовалось все это обобщить и преподнести учащимся на более высоком академическом уровне. Затем соответственно требовалось спросить у студента на экзамене всю ту информацию, что была выдана. Основной формой работы при этом были только лекции и семинары.

Теперь роль преподавателя принципиально другая. Да, знания он по-прежнему обязан выдавать, но в таком формате, чтобы студент усваивал их задолго до экзамена, а проверяться все это должно в онлайн-режиме. Тем самым педагог освобождает себя от лишней и во многом ненужной нагрузки. Прекрасно помню, как раньше сдавали экзамен фактически по полдня. Ты сидишь в аудитории с 8:00 и выходишь из нее где-то в 15:00, уже слегка пошатываясь. Студенты тоже выходят, покачиваясь. Вот представьте: группа из 30 человек, каждому достается билет с двумя вопросами, в общей сложности 60 вопросов, плюс еще и дополнительные от преподавателя. Не надо вот этого сейчас, совершенно не надо. И читать вот такие лекции в аудитории, не обновив знания, тоже не стоит. Сейчас информацию, преподносимую на занятиях, можно почерпнуть из того же Интернета и даже в большем объеме.

Кроме того, вы же знаете, как сейчас развивается онлайн-образование. Ведущий американский университет поставил задачу обучать к 2019 году 1 млн студентов в мире посредством онлайн-курсов, причем бесплатно. Деньги будут брать только после сдачи зачета, когда ты получаешь сертификат. То есть это делается не для зарабатывания денег, а для имиджа. Да, мы тоже сейчас хватились — стали делать электронные образовательные курсы, но там много вопросов. Их надо делать на английском языке, никто ведь не отменял и конкуренцию. Таких курсов существуют десятки, а то и сотни по одной специальности. В итоге студент выберет сертификат более котирующегося вуза (для этого в том числе и существуют многочисленные рейтинги).

Возвращаясь к теме преподавания в университете. Хочу отметить, что преподаватель должен подтверждать свою квалификацию уровнем научных исследований. Это выигранные гранты, заключенные хоздоговорные работы, продажа патента, объекта интеллектуальной собственности. Это в обязательном порядке должны быть и статьи в реферируемых весомых издания, не те, что складируются потом на полках, а те, которые вызывают научный интерес и за которые платят хорошие деньги. Вот что такое современный преподаватель.

Педагог должен вести образовательный процесс с использованием современных форм, уметь зарабатывать средства на науке, а чтобы разгрузить себя и в тоже время финансово поддержать своих аспирантов, часть занятий отдавать им. Так строится работа преподавателя абсолютно во всех зарубежных университетах.

Также хотелось бы подчеркнуть, что уже давно никто не подписывает с преподавателями контракт на пять лет, если только ты, конечно, не являешься почетным профессором. Все соглашения заключаются на год. За этот промежуток времени мы можем отследить, сколько к тебе ходило на курсы студентов, что ты привнес в университет. Если, образно говоря, пришло "ноль" студентов, то контракт с тобой естественно никто не продлит. Или научись работать по-современному или обновляй свои подходы, иначе, извини, мы расстанемся.

Система обучения меняется. Ведь сейчас студенты все меньше идут на факультеты, они выбирают именно конкретные образовательные программы, по окончании которых выпускник будет востребован на рынке труда. Поэтому если ты, твое направление привлекательно для студентов, значит ты востребован и зарабатываешь деньги. Понимаете, это требования современного высшего образования.

Нет у нас сейчас такого бюджетного финансирования, чтобы позволить себе избирать преподавателей на пять лет. Чтобы он, знаете, как и раньше мог позволит себе читать те лекции, что читал до этого последние 15 лет, или писал единственную статью на пару со студентом (мы-то с вами знаем зачастую, как это происходит). Причем эту статью после публикации никто читать не станет. Ну, что еще? Может быть, за эти пять лет он переиздаст методичку, вот и все, я выполнил свою норму.

Нам же требуются реальные ученые, в первую очередь для имиджа университета и в первую очередь для того, чтобы студент приходил со своими деньгами. Нужны такие преподаватели, которые имеют высокую публикационную активность и мировые ссылки, чтобы они были известными учеными. Нужны реальные проекты, где вуз мог бы зарабатывать деньги, чтобы потом получить те же субсидии от министерства.

Сейчас бюджет АлтГУ составляет порядка 2 млрд рублей, из них почти половина — это собственные заработанные средства. На первом месте здесь стоит платное образование, потом идет наука, затем иные необразовательные доходы. Кстати, у нас средняя зарплата по вузу составляет 40,5 тысяч рублей, это почти 200 % от средней величины по региону. Вы не верите мне? Давайте покажем слайд ( далее демонстрируют презентацию со статвыкладками, на которой действительно видно, что средний доход преподавателя АлтГУ равен 40,7 тысячам рублей — прим. ред. БФ ). За счет науки, образовательных программ, грантов и внебюджетных доходов мы имеем возможность доплачивать своим преподавателям. Все, что вы видите на экране, это официальные сведения — мы подаем их и в Росстат, и в министерство.

Так вот, если преподаватель получает деньги только за чтение лекций, он, конечно, не поверит в конечную цифру, что вы видите в презентации. Но вместо того, чтобы идти и писать научные статьи, он вдруг начинает выступать в СМИ и получать за это гонорары. Возникает вопрос — тогда зачем ему вообще работать в университете? Если ты так поступаешь, проводя интересы каких-то финансовых групп, в этом случае тогда там и надо трудоустраиваться.

Не верю я в то, что у преподавателя не хватает времени на написание научных статей в связи с высокой нагрузкой. В первую очередь потому, что я и сам был преподавателем, отработав 20 с лишним лет. Если сравнить деятельность педагога с любой другой работой, где человек задействован ежедневно по восемь часов, то преподаватель, конечно, чувствует себя довольно вольготно, у него есть возможность не только вести занятия, но и заниматься наукой, учебно-методической работой. Кстати, все это входит в обязательную нагрузку преподавателя, в том числе и воспитательная работа.

Понятно, что условный преподаватель может быть скажет: "У меня нагрузка 1200 часов, и я не покладая рук — все говорю, говорю, говорю". Так вот, не надо заниматься ненужным "начетничеством", вы найдите более эффективные формы и разгрузите себя. Все вы были студентами, вот скажите — вы все лекции писали? ( большинство собравшихся отрицательно покачали головой — прим. ред. БФ ) Тогда это наполовину неэффективная форма работы получается. Поэтому, извините, пожалуйста, если вы хотите зарабатывать по 40-60 тысяч рублей, как указано в нашей таблице, надо же пахать. А не так, что я тут отвел лекцию, там прочитал, еще в других каких-то вузах. В итоге пробежался по кругу, вот и все. Ну ведь работать надо за эти деньги и по-настоящему работать.