Рецензия на сериал «Страна Лавкрафта» | Построй свой дом
Построй свой дом

Рецензия на сериал «Страна Лавкрафта»

Рецензия на сериал «Страна Лавкрафта»

Остановить прослушивание

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

«Амедиатека»

На HBO и в «Амедиатеке» вышла «Страна Лавкрафта» — сериал по одноименной книге Мэтта Раффа, где хтонический ужас из работ отца хоррора переплетается с расизмом США времен законов Джима Кроу. По сюжету ветеран Корейской войны отправляется на поиски отца в странный городок Ардхем — и оказывается втянут в таинственные планы древнего культа. Продюсерами шоу выступили Джордан Пил и Дж. Дж. Абрамс. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков считает «Страну Лавкрафта» одним из самых остроумных и ярких проектов года.

, в большинстве случаев они все равно рано или поздно погибают. А еще не получают такой же проработки и развития, как белые, и могут рассчитывать в лучшем случае на позицию лучших друзей или напарников главных героев — расходного материала. Оскорбительные тропы и клише до сих пор не исчезают из массового кино, однако пару лет назад ситуация сдвинулась с мертвой точки — после того, как афроамериканец Джордан Пила («Прочь», «Мы») взял на вооружение жанр хоррора и через его призму заговорил о расизме.

В литературе ужасов подобное случилось за год до выхода «Прочь», в 2016-м: писатель Мэтт Рафф (к слову, белый) выпустил роман «Страна Лавкрафта», где взял излюбленные жанровые сюжеты и приемы — и поместил в центр повествования темнокожих, тем самым перевернув их (сюжеты и приемы) с ног на голову. Что примечательно, мифологии отца хоррора в книге Раффа не так уж много: все на уровне отсылок и подмигиваний. «Страна Лавкрафта» — термин, суммирующий вымышленную писателем географию штатов Массачусетс, Вермонт и Род-Айленд, но в данном случае имеется в виду вся Америка — и вся американская культура.

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

«Амедиатека»

Дело в том, что Говард Филлипс Лавкрафт был оголтелым расистом. С «Зовом Ктулху» и «Хребтами безумия» знакомы более-менее все, а как насчет стишка «На сотворение негров»? Едва ли это было нормально в момент сочинения; что уж говорить про сегодняшний день. Тем не менее Лавкрафт — со всеми плюсами и минусами — так глубоко и прочно врос в мировую культуру, что с этим ничего не поделаешь. Он живет в текстах Стивена Кинга, в фильмах Ридли Скотта и Джона Карпентера, в десятках настольных и видеоигр, сотнях музыкальных композиций, тысячах картин и рисунков. Здесь остается только один вариант (назовем его «художественным реклеймингом»).

Экранизация «Страны Лавкрафта» — тот случай, когда все звезды (по Говарду, вещицы опасные) сошлись. У руля — молодая шоураннерша Миша Грин, которая несколько лет назад отметилась любопытным сериалом «Подземка», — фильмом-ограблением, помещенным во времена рабства. Среди продюсеров уже упомянутый Пил (с грехом пополам ожививший «Сумеречную зону») и Дж. Дж. Абрамс (выделим из послужного списка «Лост» и «Монстро» как самые лавкрафтианские). Выпускает сериал HBO, в прошлом году выступивший на ту же тему с ремиксом культового комикса «Хранители». Выпускает в момент продолжающихся протестов Black Lives Matter.

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

«Амедиатека»

По сюжету Аттикус (Джонатан Мэйджорс) возвращается с Корейской войны в родной Чикаго, а оттуда — в компании подруги детства Летиши (Джерни Смоллетт-Белл) и дяди Джорджа (Кортни Б. Вэнс) — пускается на поиски отца (Майкл Кеннет Уильямс). Тот прислал Аттикусу пространное письмо касательно некоего наследства. Герои отправляются в городок Ардхем, а по дороге сталкиваются с чудовищами и чудовищной несправедливостью (нередко сопряженной с формой и погонами). Это, впрочем, лишь первый эпизод — роуд-муви быстро заканчивается, история оказывается куда более размашистой, а в дело вмешивается древний Орден Изначального рассвета и его загадочная дочь Кристина Брейтвайт (Эбби Ли).

Шоу в целом остается близким канве оригинала — не считая пары ответвлений, подтасовок, смертей и гендерных рокировок. Существенное расхождение — в наличии монстров. Книга обходилась почти без них и ясно давала понять, что подлинный экзистенциальный ужас вызывает именно белое превосходство, любая нечисть ему в подметки не годится. Экранизация же чаще старается оправдать фамилию Лавкрафта в названии и щедро натравливает на героев разную хтоническую дрянь.

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

«Амедиатека»

У Раффа предполагалось, что персонажи каждый день живут бок о бок со страхом, а потому, как правило, встречают сверхъестественное с хладнокровной находчивостью; пассажи в духе «Я заглянул в глаза вселенского ужаса, и с этих пор даже весеннее небо и летние цветы отравлены для меня его ядом» в «Стране Лавкрафта» не фигурируют. Из-за этого роман воспринимается задорно-приключенческим, несмотря на суровый подтекст. А вот сериал довольно быстро изымает мрачную тональность из книжного междустрочья — и берет ее за основу. Упрощение, зато эффектное.

Окрашенный в готику авантюристский флер при этом не исчезает (секретные проходы, пыльные фолианты, особняки с привидениями), однако вынужден соседствовать с изрядным количеством семейной драмы и рефлексии: иногда придется грустить и вспоминать «Призраков дома на холме» от Netflix. Отчетливо заметно и влияние Пила с его специфическим юмором: в самые неожиданные моменты шоу будет вызывать истерические смешки, если не хохот (дождитесь духа с головой младенца). Затем все эти противоречивые чувства сольются в одно, и окажется, что «Страна Лавкрафта» — одно из самых остроумных и ярких кинематографических событий этого года.

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

«Амедиатека»

Помимо того, что порой становится по-настоящему страшно и страшно интересно, сериал запоминается изобретательным, «кроссэпохальным» подходом к звуковому сопровождению. Раскатистые оркестровки и классические соулы перемежаются с треками Рианны и Карди Би, пару раз звучит Мэрилин Мэнсон. Но по-настоящему захватывает дух, когда включаются отрывки выступлений активистов (например, Джеймса Болдуина) и закадровых речей из фильмов (вроде «Истории Джеки Робинсона») — или проникновенные спокен-ворды («Whitey on the Moon» Гила Скотта-Херона).

О визуальной составляющей рассуждать сложно: прессе показали не финальные сборки серий с сыроватыми спецэффектами (местами нарисовано хорошо, местами кошмарно, к выходу на экраны это может измениться). И все же шоу способно похвастаться красочным изобразительным языком, благодаря которому ощущаешь себя соучастником приключений Аттикуса и его друзей. И хотя страна Лавкрафта — не то место, где стремишься оказаться, покидать его совершенно не хочется. В последнее время то же можно сказать и про мир за окном; здесь хотя бы есть возможность при случае себя ущипнуть — и нажать на паузу. Сам Лавкрафт, вероятно, уже переворачивается в гробу — что ж, поделом.

Источник