Остановить прослушивание
Solstice Studios/Global Look Press
В российский прокат вышел триллер «Неистовый» с Расселом Кроу в главной роли — первая крупная премьера во время пандемии коронавируса. «Газета.Ru» рассказывает, почему малобюджетный фильм стал знаковым для нынешней ситуации, и как он предсказал волну протестов в США.
по улицам Нового Орлеана. Картина во многом сделана по рецепту «Дуэли» Стивена Спилберга и «Попутчика» с Рутгером Хауэром и возвращает зрителя на несколько десятилетий назад, когда людей привлекали яркие противостояния, и в общем-то им было не очень интересно, из-за чего весь сыр-бор. Режиссер Деррик Борте проворачивает тот же трюк. Мы понимаем, что герой Рассела Кроу элементарно сорвался, но нам не дают его предыстории, и даже в титрах он значится как «мужчина» — такое безымянное зло, которое может приключиться с каждым. Он только однажды обронит два слова про неудачный развод.
Solstice Studios/Global Look Press
Зато мы хорошо осведомлены о жизни Рэйчел (Писториус), которая находится в процессе развода, обеспечивает сына и как-то сводит концы с концами в финансовом плане. Попав в страшную пробку на трассе, Рэйчел решает ее объехать узкими улочками и на одном из светофоров агрессивно сигналит большому «Форду» из-за того, что тот не поехал вовремя на зеленый свет. За рулем «Форда», конечно же, сидел Рассел Кроу, для которого это послужило катализатором. А потом до самых титров он будет устраивать Рэйчел настоящий ад и доведет ситуацию до трагедии городского масштаба.
Фильмы подобного жанра как правило делают ставку на исполнителей, и в случае с «Неистовым» многое сработало. Откровенно говоря, эта роль для актера уровня Рассела Кроу на бумаге выглядит проходной, но австралиец смог выжать из нее все сто процентов и чуточку больше, чем и придал картине мрачное обаяние. Крупный, неповоротливый, но в то же время подавляющий своей грубой физической силой «мужчина» иногда вызывает ассоциации с маньяком в исполнении Рутгера Хауэра в «Попутчике», однако местами даже его превосходит — как минимум в количестве урона и трупов. Карен Писториус в роли Рэйчел также выглядит весьма органично, но ее ближе к финалу затмевает известный по хоррорам «Проклятие Аннабель» и «И гаснет свет…» Гэбриел Бейтман, сыгравший сына героини.
Solstice Studios/Global Look Press
Однако самым интересным в «Неистовом» оказался контекст и текущая повестка — то, на что авторы повлиять, на первый взгляд, не могли. Фильм начинается с кадров хроники с многочисленными авариями на дорогах из-за агрессивного поведения людей. Приводятся отрывки из новостей, где ведущие поставленным нагнетающим тоном говорят о возросшем количестве насилия на дорогах и повышении градуса раздражительности в обществе. К чему привело такое состояние, мы видим сейчас — почти через год после завершения съемок картины. Массовые протесты и бунты захлестнули США, Black Lives Matter стал главным лозунгом года, а полицию как институт многие и вовсе предлагают отменить. К слову, «Неистовый» затрагивает и тему полиции, только копы в нем предстают не убийцами-расистами, а некой бесполезной субстанцией, которая реагирует на преступление чересчур поздно, когда количество трупов доходит до немыслимого.
В итоге, на первый взгляд обычный дорожный триллер ставит точный диагноз обществу. Нынешняя ситуация в США не стала последствием убийства Джорджа Флойда, да и само убийство не стало причиной бунта. Трагедия трехлетней давности в Шарлотсвилле не заставила людей по всей стране выйти на баррикады. Просто три года назад общий градус каждодневной раздражительности не дошел до точки кипения.