Выход с вещами
В галерее «Эритаж» проходит выставка «Предметный диалог» — первый большой показ предметов коллекционного дизайна, созданных исключительно российскими дизайнерами и художниками. К причудливым консолям, столам, креслам, стеклу, керамике присмотрелся Игорь Гребельников.
На выставке около шестидесяти работ: центральное место занимает мебель, но экспозиция отнюдь не производит впечатления мебельного салона, и не только потому, что к креслам, столам и столикам добавлены скульптура, вазы и прочий декор. Предметы коллекционного дизайна сами по себе смахивают на дорогое современное искусство — экстравагантными формами, мастеровитостью исполнения, концептуальностью замысла, в жертву которому зачастую принесена функциональность. Как сесть в кресло Тараса Желтышева в виде войлочного шара со спинкой на тонких ножках? Или в объемную композицию из ровных плоскостей, напоминающую супрематическую? А ведь это тоже кресло — берлинской студии One plus eleven, основанной бывшими москвичами Миленой Беллич и Вимо Яновым и представленной на выставке наиболее разнообразно (этажерки, консоли, столы, стулья).
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Само понятие коллекционного дизайна появилось недавно, на волне экономического бума 90-х и вызванного им роста арт-рынка, хотя сами предметы, которые теперь так называют, насчитывают более чем столетнюю историю. Например, мебель Фрэнка Ллойда Райта, которую он придумывал для своих «домов прерий»: реплики его гарнитуров, отсылающих к аскетичному убранству японских святилищ, или кресел, напоминающих фигурки оригами, до сих пор нарасхват у коллекционеров.
Коллекционный дизайн — это, по сути, мебельная haute couture: вещи производятся штучно, вручную, из дорогих материалов, но главное в них — экстравагантная художественная идея, авторство. В интерьере они призваны обратить внимание на изысканный вкус владельца, а уж потом на них можно сидеть, лежать.
У нас такой вкус еще только предстоит развивать.
Предметы коллекционного дизайна давно мелькают на ярмарках современного и антикварного искусства, а в 2005 году обрели и собственное пристанище — ярмарку Design Miami/Basel, ежегодно проводимую в Америке и Швейцарии. В обеих неоднократно участвовала галерея «Эритаж», изумляя посетителей мебелью и декором советского периода — креслами, диванами, вазами из кабинетов и с дач сталинских наркомов. В Москве же галерея помимо этого показывала и образцы западного коллекционного дизайна.
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Три года назад раздел дизайна появился на московской ярмарке Cosmoscow, его курировала владелица «Эритажа» Кристина Краснянская. С этим направлением уже работают еще несколько московских галерей: наиболее последовательно — «Палисандр», представляющая широкий диапазон авторов, начиная с середины прошлого века.
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Видимо, имея в виду рыночные перспективы, Кристина Краснянская говорит, что «все созрело для того, чтобы заниматься этой нишей», а нынешнюю выставку, для которой большинство работ произведены специально, называет «точкой отсчета». Если в современном искусстве художник волен быть небрежным, то для коллекционного дизайна важно исполнение, а значит, нужно соответствующее производство. Как раз с этим возникли проблемы: вещи планировали делать за рубежом, но из-за пандемии пришлось обойтись местными умельцами.
Что касается их концептуальной начинки, то кураторы рассуждают о культурном коде, о диалоге с наследием авангарда и лубочного искусства, об отсылках к русским ремеслам и наследию.
Несколько прямодушно столики и ширма Fors Furniture покрыты конструктивистскими паттернами. Аллюзии на авангард и абстрактное искусство очевидны в предметах тех же One plus eleven, вазе Дмитрия Логинова, скамье Дмитрия Самыгина. А причудливые мраморные консоли Тараса Желтышева смотрятся полноценной современной скульптурой. Как и хулиганская хрустальная ваза Анатолия Журавлева с выгравированными «неприличными» картинками и надписями — пару лет назад вазы из этой серии предлагались на ярмарке Art Basel.
По большей части экспонаты «Предметного диалога» легко впишутся в стенды международных ярмарок дизайна (вопрос: когда они возобновят работу?) и, надо полагать, в местные частные интерьеры.
Над этим теперь будет работать галерея «Эритаж», объявившая, что коллекционный дизайн станет приоритетным направлением ее деятельности. Что ж, сменить ассортимент «полуавангарда» и ар-деко, отсылающий к раннесоветскому лихолетью, на беззаботность диковинных кресел, столов и консолей, возможно, самое время.