15/08/2016
Николай Похиленко: принимать решение должны квалифицированные комиссии
487 СО РАН Власть Аналитика Новосибирск Подводя итоги первого года работы текущего созыва заксобрания, наблюдатели обращают внимание на возросшую активность парламента. Нельзя не заметить, что роль законодательной власти Новосибирской области изменилась, особенно в отношениях с исполнительной властью региона. К чему привели перемены в структуре областного ЗС и кто проявил себя в новых условиях? Мнение депутатского корпуса в материале "Континента Сибирь".
Экономика вынуждает
Новому созыву законодательного собрания приходится работать в изменившихся социальных, экономических и политических условиях. И это, безусловно, накладывает отпечаток на различные аспекты его деятельности — начиная с формирования структуры, заканчивая поведением отдельных депутатов. Денег в областной казне стало меньше, социальная напряженность растет. Финансовые вопросы всегда были главным инструментом влияния законодательной власти на исполнительную, потому что именно депутаты согласуют региональный бюджет. Случается, что они выдвигают условия, при которых его одобрят. Вполне логично: чем меньше средств, тем внимательнее исполнительная власть прислушивается к депутатскому корпусу.
Активность парламентариев позволяет вовремя акцентировать внимание главы региона на ситуации, пока она еще не переросла в проблему в более глобальном смысле. Один из ярких примеров того, что заксобрание способно выступать на равных с исполнительной властью — проблема строительства четвертого моста в Новосибирске. Спикер парламента Андрей Шимкив и ряд других влиятельных депутатов усомнились в адекватности расчетов по окупаемости строения. Но члены правительства Новосибирской области проголосовали за постановление о заключении концессионного соглашения о строительстве моста. В свою очередь пресс-служба заксобрания постаралась помочь СМИ не пропустить информацию о реакции депутатского корпуса на представленный документ. Даже летом, во время депутатских каникул, законодатели держат тему на контроле и требуют от правительства разъяснений о деталях предстоящей сделки.
"Еще в пятом созыве мы работали в других экономических условиях. Область могла более смело позволить себе запустить те или иные глобальные проекты. Ситуация несколько изменилась. Теперь мы вынуждены считать каждую копейку. Например, никак нельзя пропустить такую авантюру, как четвертый мост. Мои коллеги, уважаемые опытные депутаты, профессионалы, яркие личности — они все против профанации с четвертым мостом. В Новосибирске есть три мощных моста, если не считать метромост и железнодорожный мост. Теперь шестой — кому это нужно? Тем, кто хочет откачать миллиарды, тот, кто прикупил земли на выходах нового моста?" — объясняет депутат заксобрания нескольких созывов, который предпочел высказаться анонимно.
Исполнительной власти особенно трудно игнорировать голоса законодателей в политически сложных регионах, в число которых попадает и Новосибирская область. Первый сезон нового созыва заксобрания проходил перед выборами в Госдуму. Считается, что в предвыборный период нежелательны любые ситуации, нарушающие "стабильность" в регионе, в том числе и "демарши" законодателей. С данной точки зрения, у областной администрации были слабые места, а депутатский корпус грамотно задействовал этот ресурс на протяжение последнего года. Впрочем, можно взглянуть с другой стороны: активность парламентариев позволяет вовремя акцентировать внимание главы региона на ситуации, пока она еще не переросла в проблему в более глобальном смысле. Как раз перед выборами это особенно ценно. К тому же, эксперты отмечают, что депутаты маневрируют, не перегибают палку, что позволяет в публичном пространстве демонстрировать возможность диалога с обеих сторон.
В качестве одного из примеров конструктивного диалога несколько собеседников "КС" приводили историю принятия закона о наказах избирателей. В заксобрании в этом созыве появилась новая профильная комиссия. А при областной администрации была создана рабочая группа из членов регионального правительства и депутатов заксобрания по проработке проекта программы исполнения наказов. Ее возглавил первый вице-премьер правительства Новосибирской области Владимир Знатков. Ряд собеседников "КС" уверял корреспондента, что с такой скрупулезностью наказы прорабатывались правительством и заксобранием впервые. В условиях острой нехватки средств, дискуссии по этому вопросу разворачивались очень бурные. Во время одной из них зампред комитета по бюджету ЗС Юрий Зозуля даже в сердцах предложил отказаться от практики наказов, когда стало ясно, что на них нужно 150 миллиардов рублей, а гарантировано подтверждалось выделение лишь 14 миллиардов рублей. Впрочем, позже сумма выросла до 23 миллиардов, при этом власти рассчитывают на то, что финансирование еще увеличится за счет федеральных субвенций. В любом случае, ряд представителей ЗС отмечали, что правительство их слышит, и в новом сезоне это стало более заметно.
Член комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Александр Козлов работает в ЗС третий созыв. Он тоже утверждает, что правительство раньше не подходило к теме наказов с такой тщательностью. "Депутаты, которые курируют городские округа, были раньше в основном немного в стороне, в приоритете были наказы депутатов, которые избраны в областных округах. Сегодня нас собирает первый зам губернатора, мэр Новосибирска и мы чувствуем, что интересы избирателей, которых представляют депутаты по городским округам, учитываются. И не важно, в какой фракции состоит парламентарий — в ЕР или в КПРФ. Председатель новой комиссии по наказам Дмитрий Козловский занимал очень активную позицию. Встречался со специалистами, работал с правительством. Я ему публично за это спасибо сказал", — рассказывает единоросс Александр Козлов.
Некоторые из собеседников, которые считают, что правительство стало больше прислушиваться к заксобранию, связывают этот факт со сменой председателя парламента. "С началом председательства Шимкива отношения между правительством и заксобранием изменились. Причем, в лучшую сторону. Это видно, в частности, по принятию программы наказов. Я уже третий созыв являюсь депутатом. Впервые каждого из одномандатников вызывали в районные администрации, чтобы обсудить вопросы. Едва ли не с выездом на место рассматривалась целесообразность принятия к исполнению того или иного наказа. Такая огромная работа была проведена, по-моему, впервые", — говорит председатель комиссии по наказам избирателей Дмитрий Козловский.
Напомним, что Андрей Шимкив возглавил парламентский корпус без помощи главы областного правительства и без поддержки руководства партии большинства в заксобрании. Новый председатель был выбран в результате длительного переговорного процесса с представителями различных лагерей внутри заксобрания. Поддержка, которая привела к смене главы ЗС, отразилась и на структуре парламента. Шимкива в качестве спикера поддержали депутаты разных фракций, одним из ответов на это стало увеличение количества вице-спикеров — по числу фракций (если не считать "Гражданской платформы", которую в региональном парламенте представляет всего один человек).
Конфликтные темы теперь утрясаются путем внутренних переговоров. Депутаты-старожилы в беседе с корреспондентом "КС" замечали, что по их наблюдениям, в этом сезоне межфракционных стычек стало меньше. А при возникновении спорных вопросов с областным правительством депутатский корпус способен выступить единым фронтом, что усиливает позиции законодателей. "Конструктивности, открытости в общении с правительством, на мой взгляд, стало больше. Хотя и в прошлом созыве с нами правительство порой спорило, порой соглашалось. Бывало, что мы не соглашались принимать бюджет в представленном виде, отвергали программу по мясному скотоводству. Нельзя сказать, что мы обходили острые вопросы. Стоит отметить, что в этом созыве бюджет принимается более единогласно. И основная партия, и оппозиционные его поддерживают. Но без частностей не обходится. Позиция министерств или правительства подвергается критике, депутаты задают вопросы исполнительной власти", — отмечает глава аграрного комитета заксобрания Олег Подойма.
Некоторые депутаты допустили, что при экс-спикере Иване Морозе такие вопросы, как строительство четвертого моста на условиях концессии вполне могли пройти келейно. Хотя, безусловно, это субъективное утверждение. Иван Мороз в свое время конфликтовал с правительством (впрочем, скорее с политическим вице-губернатором) в вопросе назначения главных редакторов в подведомственных заксобранию СМИ. Однако Иван Мороз председательствовал во время губернаторства Василия Юрченко, у которого была репутация авторитарного человека, склонного к единоличным решениям. Это в ряде случаев касалось не только мнения депутатского корпуса, но и мнения подчиненных из аппарата областного правительства. Новосибирская область такой подход отвергла, то есть, в итоге, сам Юрченко от такого стиля управления и пострадал.
Владимир Городецкий, который на себе испытал давление одного из решений Юрченко, — человек иного склада. Он предпочитает держать курс на консолидацию элит. Однако это не значит, что он стремится ее построить. Скорее речь о диалоге. Некоторые эксперты считают, что изменение роли заксобрания может быть связано как раз с тем, что главой области стал Городецкий. Прошлый парламентский созыв при нем проработал примерно полтора года из пяти.
"Просто областная власть нас услышала. Раньше тоже слышали. Но в нынешних социально-экономических условиях просьбы депутатов, которые представляют интересы своих избирателей, — это крик души. Если говорить о финансировании наказов избирателей в городских округах, на моей памяти уже третий созыв мы постоянно поднимали проблему в ЗС. Получается, нас услышали только при Владимире Городецком", — отмечает Александр Козлов.
Шимкив также приложил усилия к тому, чтобы наладить сотрудничество с губернатором. Он, комментируя этот вопрос, не раз подчеркивал, что его отношения с Владимиром Городецким "нормальные и конструктивные". При аппарате губернатора Новосибирской области в начале нового созыва был создан координационный совет по взаимодействию исполнительных органов власти с законодательной.
"Команда правительства во главе с Владимиром Знатковым отлично сработала. Именно благодаря приходу новой команды поменялись отношения ЗС и правительства. И когда Владимир Городецкий был мэром Новосибирска, программа наказов хорошо работала в городе. Сейчас этот опыт перенесен в заксобрание, чего раньше не хватало", — считает Дмитрий Козловский. Кстати, и рассуждая о кураторе социального блока правительства Новосибирской области, депутаты тоже подчеркивали, что Александр Титков находится с ними на связи. В отличие от своих предшественников на должности.
Заместитель председателя комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике Николай Похиленко приводит другой пример взаимодействия правительства и депутатского корпуса. "Общественность Академгородка очень волнует строительство Восточного объезда. Схема, которая предполагала, что поток пойдет через Академгородок вызвал волну протеста. Депутаты горсовета и заксобрания активно участвовали в решении проблемы, жестко отстаивали позицию перед региональным правительством. В итоге удалось проблему на данном этапе купировать. Сейчас разрабатывается другой вариант проекта. Я считаю, что это положительный пример сотрудничества исполнительной и законодательной власти", — говорит Николай Похиленко. Случается, депутаты выдвигают условия, при которых одобрят бюджет.
Принципиальный человек
Помимо четвертого моста, строительства Восточного обхода и проблем с депутатскими фондами, можно вспомнить другие показательные истории, в которых региональное правительство было вынуждено услышать волю законодательного собрания. Например, не было очевидно, что во главе совета директоров Агентства инвестиционного развития Новосибирской области встанет депутат ЗС. Не факт, что наблюдательный совет новосибирского Технопарка был бы расширен, если бы не волна недовольства, которую подняли депутаты, обеспокоенные тем, что важнейшие решения по приватизации государственного имущества принимаются "втихую". Как выразился председатель комитета по бюджету ЗС Александр Морозов, многомиллионный объект был буквально "просунут" в перечень объектов, подлежащих приватизации, "между двумя туалетами". Бурная реакция парламентариев на происходящее привела к проверкам в учреждении. Не исключено, что в скором времени они могут отразиться на характере его работы и даже привести к дальнейшим переменам в его структуре (в том числе, в руководящем звене ). При этом важно подчеркнуть, что основным учредителем и Технопарка, и АИР НСО является именно областная исполнительная — а не законодательная — власть.
Расширение спектра влияния депутатского корпуса на решения исполнительной власти демонстрируют и другие примеры. Неизвестно, в каком виде был бы запущен "инвестиционный пакет" законов, рожденный в недрах регионального правительства и трудно предполагать, какую пользу в перспективе он мог бы принести области, если бы заксобрание так скрупулезно этот документ не дорабатывало. Отметим, что между первым и вторым чтением законопроекта прошло три месяца, в течение которых его совершенствовала специально созданная для этого в парламенте рабочая группа.
Основная часть собеседников "КС" приводила в пример отдельных депутатов, рассуждая об активности законодательной структуры, которая на протяжении последнего года прощупывала новые способы участия в принятии решений на паритетных условиях с исполнительной властью. Так, практически все эксперты отметили роль Юрия Зозули в качестве одного из фронтменов текущего созыва ЗС, инициатора новых законопроектов. Они напомнили, что Зозуля поднимал много острых и дискуссионных вопросов. Под его руководством рабочая группа повышала качество "инвестиционного пакета", он вместе со своим коллегой по парламенту Александром Семенюком вошел в совет директоров АИР и сменил на посту председателя этой структуры Николая Суркова. Юрий Зозуля, который входит в наблюдательный совет Технопарка, выступил с инициативой задействовать региональную Контрольно-счетную палату, чтобы та проверила, что происходит в новосибирском Технопарке. Он не оставался в стороне от обсуждения ряда других актуальных тем.
Его участие в обсуждении важнейших вопросов является не только оправданным. Было бы даже странно, если бы он отмалчивался. Смена спикера заксобрания привела и к структурным перестановкам в парламенте. В том числе, к образованию некой инициативной группы, неформальной группой лидеров, в которую входят, например, такие "старожилы" парламента, как Андрей Шимкив, Евгений Покровский, Александр Морозов, Юрий Зозуля и т.д. В четвертом и пятом созывах Юрий Зозуля был рядовым членом комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения. В шестом созыве он получил должность заместителя председателя самого влиятельного из депутатских объединений — комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности законодательного собрания Новосибирской области. И его новое положение не просто дает ему возможность, но и обязывает еще более пристально и глубоко вникать в суть политических и экономических процессов в области.
"Юрий Викторович — заместитель председателя комитета, у него появилось больше полномочий. Он отстаивает позицию всего комитета и всего заксобрания", — отмечает Александр Козлов. "У депутатов должна быть своевременная возможность высказать свою позицию по таким важным вопросам, как инвестиционные проекты, состав наблюдательного совета в акционерных обществах, учредителями которых является исполнительная власть. Были моменты, которые можно было интерпретировать как противоречия и конфликты. Но совет директоров АИР действительно требовал обновления, требовал учета позиции законодателей. Тем более это заранее было обговорено. Я предлагаю воспринимать Юрия Зозулю как человека, который вовремя увидел отклонения от достигнутых договоренностей. Надо отдать должное Юрию Викторовичу, он активен и опытен в политических, и в экономических вопросах. Он по-деловому, аргументировано задает тон обсуждению. Так и нарабатывается авторитет и депутата и в целом законодального собрания ", — говорит Александр Терепа.
"Юрий Зозуля — принципиальный человек. У нас с ним бывают разногласия. Последнее из них — по "Зеленой долине". Я ему сказал: давай сначала решим вопрос с бесконкурсным выделением земли под крупные инвестпроекты, а потом настанет время решать, каких инвесторов, какие проекты стоит поддерживать бюджетными средствами. Я уважаю его принципиальную позицию. И вижу, что он слушает и слышит своих оппонентов", — говорит Александр Семенюк.
Однако некоторые из собеседников "КС" считают, что на данном этапе рано судить об эффективности активной позиции депутатского корпуса, в том числе, и Юрия Зозули, в экономических вопросах, касающихся развития области. "Пока вопросы до конца не решены и неизвестно, как они будут решены, трудно давать оценку эффективности позиции депутатов, которые проявляют наибольшую активность. Я не исключаю, что и мост будет построен, и в проблеме приватизации имущества Технопарка будет снят накал. В любом случае публичное обсуждение этих тем — это хорошо, дискуссия должна происходить. Ведь мы говорим об экономике области на ближайшие годы", — говорит Олег Подойма.
Собеседники "КС" высказывают мнение, что к некоторым темам, на обсуждении которых настаивает, в том числе Юрий Зозуля, стоит подходить с большей щепетильностью. Это позволит избежать политического накала. К такой точке зрения склоняется председатель по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению ЗС Александр Терепа. "Польза от его активности с точки зрения восприятия роли ЗС, несомненно, есть. Но нужно разбираться: учитываются ли в бурных дискуссиях реальные возможности региона в целом, дают ли они толчок к развитию или идет упование лишь на какие-то недостатки в работе структуры.
Там где критика совпадает с реальным положением вещей — это одно. Но при оценке некоторых ситуаций, особенно в публичной плоскости, возможно отсутствие или недостаток информации, не позволяющей сформировать комплексное представление о мотивах и целесообразности принятых или предлагаемых решений. Здесь и рождаются подозрения или выводы о неправедности замыслов. Есть эффективная критика, она касается организационных недоработок, отсутствия должного уровня коммуникаций. Желание привлечь какие-то силовые структуры для получения результата — это отдельный разговор. Ведь правоохранительные органы и так работают, независимо от того, решил ли депутатский корпус на них уповать или нет. Депутатский корпус не должен пытаться подменить силовую систему. На мой взгляд нельзя допускать этого, мы рискуем всех распугать и лишиться любых инициатив", — рассуждает Александр Терепа.
Николай Похиленко считает, что в "горячей" проблеме с ОАО Технопарк есть "две правды". "Я считаю, что разбираться и принимать решение должны квалифицированные комиссии. Мы видим, что крупные предприниматели собираются вкладывать большие деньги, миллиарды рублей в оборудование. А если им потом аренду не продлят? Да, не хотелось бы, чтобы государственное, областное имущество распродавалось. Но с другой стороны, разве будет лучше, если помещение будет стоять пустым, с разбитыми стеклами? — задается вопросом депутат. — Конечно, депутаты обязаны поднимать такие темы. Но нужно квалифицированно и грамотно оценить все "за" и "против": чего хочет получить в итоге Юрий Зозуля, что нужно компании, которая хочет выкупить помещение — чтобы развернуть производство или просто сдавать в аренду, и какой из этих вариантов будет эффективнее и полезнее для экономики области. Важно также проведение оценки качества гарантий успеха, представляемых конкурирующими сторонами. Нужны разъяснения с обеих сторон", — заключает Николай Похиленко.
Продолжится ли взятый курс на перемену роли заксобрания в отношениях с исполнительной власти, на дальнейший рост влияния ЗС, покажет время.
Елена Аникина