Московская филармония празднует «Возвращение живого звука» | Построй свой дом
Построй свой дом

Московская филармония празднует «Возвращение живого звука»

Московская филармония празднует «Возвращение живого звука»

Без урона для «Чести»

Московская филармония первой из концертных площадок открылась для публики и музыкантов. Концертный цикл «Возвращение живого звука» открыли Денис Мацуев и Российский национальный молодежный оркестр, а затем состоялись первые гастроли: в исполнении оркестра, хора и солистов Мариинского театра с Валерием Гергиевым за пультом прозвучала «Сельская честь» Масканьи со звездным участием меццо-сопрано Екатерины Семенчук. Рассказывает Юлия Бедерова.

Эмблема итальянского оперного веризма, «Сельская честь» Масканьи, повествующая о событиях одного пасхального деревенского утра — страсти, ревности и убийстве, была написана для конкурса одноактных опер. Первоначальный вариант либретто по новелле Джованни Верги был переделан так, что две части драмы составились в плотную конструкцию без антракта, премьере 1890 года в Риме сопутствовал оглушительный успех, хотя, собственно, эпоха одноактных опер была еще впереди. Официально временем открытия и расцвета одноактных форм стал ХХ век, и оперный веризм с его густым письмом, пружинно-детективной драматургией и гипертрофированной эмоциональностью стал предшественником европейского экспрессионизма.

В московском исполнении Екатерина Семенчук в партии Сантуццы, казалось, сконцентрировала в себе все безумное напряжение и трагедию своей героини, всю энергию истосковавшихся по публике музыкантов, всю красоту декоративных и религиозных интермедий (которые у Масканьи накладываются на бытовую бурю чувств по принципу двойной экспозиции, как это будет в кинематографе), весь профессионализм ансамбля — так что прочие герои, включая пылкого Нажмиддина Мавлянова (Туридду) и импозантного Романа Бурденко (Альфио), казались дополнительными. А сама «Сельская честь» — предтечей не только одноактных, но и монологических драм ХХ века.

Вероятно, ограничительные меры в залах (продолжительность, количество людей на сцене и в публике, принцип дистанции) могут привести к тому, что одноактных опер, монологов, музыки веризма и экспрессионизма в концертно-театральном расписании станет все больше, а позднеромантических колоссов — все меньше. По крайней мере на какое-то время.

Если раньше в гастрольных программах Гергиев отдавал предпочтение пышному гипнозу позднего романтизма, Вагнеру, Малеру, Верди и русской музыке с их неприкрытыми подтекстами, то пандемия представила мариинских музыкантов как неравнодушных интерпретаторов веризма, ценящего отчетливую артикуляцию и драматическую прямоту. О чем, судя по долгим овациям, публика ни секунды пожалела. Зал был полон на 50 (в старой терминологии — на 100) процентов, между слушателями сидели невидимые «ангелы акустики» (об этом сообщает табличка на тех креслах, которые пустуют по санитарным соображениям). Теперь понятно, что КЗЧ — еще и одна из лучших в России сцен в противоэпидемических обстоятельствах: здесь много воздуха, а хор можно поднять на «хоры» (балконы над сценой), как это сделали мариинцы, причем всего десяток человек (не иначе как с помощью ангелов акустики) создают впечатление хоровой волны.

«Возвращение живого звука» с фестивальной элегантностью открыло сезон раньше обычного сентября. В расписании новой августовской серии других экспериментов в области «антивирусной» концертной оперы не значится. Но от того оно не менее уникально и ярко: новые принципы акустической и художественной совместности, ансамбля и баланса будут исследовать большие оркестры (Госоркестр с Василием Петренко и Александром Раммом — 19 августа, оркестр Московской филармонии с Юрием Симоновым и Екатериной Мечетиной — 24 августа), камерные коллективы («Академия старинной музыки» с Владимиром Мартыновым, ансамбль Questa musica с Борисом Андриановым, Евгением Субботиным, Петром Айду, Ольгой Ивушейковой и другими — 13 августа) и камерные ансамбли. Среди них несколько дебютных коллабораций: впервые вместе в одном фортепианном дуэте выступили Филипп Копачевский и Дмитрий Маслеев, а квартет имени Ойстраха и Андрей Гугнин сыграют квинтеты Форе и Брамса (20 августа). Тенор Богдан Волков сразу после дебюта в Зальцбурге споет 25 августа в Москве программу русских Lieder — романсов Чайковского — с пианистом Александром Гиндиным.

Репертуарный облик «Возвращения…» при всех шлягерах выглядит изысканно и неординарно: рядом с непременными Чайковским и Рахманиновым — раритетный Шуман (у Госоркестра и нежданно-негаданно у Мацуева), Мийо, Джованни Соллима, а также Шуберт: с Петренко за пультом прозвучит «Неоконченная», у ансамбля солистов во главе с Валентином Урюпиным — Октет фа мажор, хрестоматийная, но сокрушительно редкая музыка на русских сценах, как и многие другие камерные шедевры. Закроет августовскую серию Денис Мацуев (28 августа), на сей раз сольный, причем с двумя концертами подряд — в 18:00 и 21:00.

4 сентября откроется сезон в традиционных формах и календарных рамках. Если все будет как планируется, то среди первых событий могут оказаться Большой фестиваль РНО и перенесенные концерты карантинного времени. Правда, в появление на сцене в первых числах сентября иностранных гастролеров, в числе которых значится, например, Люка Дебарг, пока верится с трудом, а вот бетховенская программа оркестра Musica Viva на инструментах эпохи c Девятой симфонией и Кантатой на смерть императора Иосифа II может и состояться. Хотя бы потому, что исторически корректные интерпретации Бетховена не столь многолюдны, как принято в романтической исполнительской практике.

Источник