В недавнем интервью действующий глава украинской делегации в Трёхсторонней контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе Леонид Кравчук назвал два компромисса, на которые он готов пойти ради разрешения ситуации в регионе: предоставить Донбассу «особую систему управления» и создать там свободную экономическую зону.
«Ну, скажем, особый статус Донбасса. Я это не воспринимаю, потому что мне непонятно, что это такое. Но я могу воспринять не „особый статус“, а „особую систему управления“ в этих регионах. Это уже компромисс. Управления, но не статус. Значит, уже компромисс, мы уже ищем реальные подходы, чтобы решить вопрос. Следующее. Я, когда был президентом, я подписал тогда закон о свободной экономической зоне в этих районах. Это мог бы быть один из шагов для того, чтобы люди начали действовать и решать сложные вопросы, привлекая туда инвестиции, чтобы сравнительно быстро восстановить жизнь и дать людям шанс работать, зарабатывать и жить нормально», — заявил Кравчук.
Отметим, что это не первая инициатива провозгласить режим свободной экономической зоны на Украине. Например, в начале 2015 года представители «Оппозиционного блока» в Верховной раде подготовили к рассмотрению законопроект о создании зоны порто-франко в Одессе и Одесской области. Киевские власти тогда забраковали предложение как заведомо «сепаратистское», и, несмотря на попытки вернуться к теме в 2019 году, дальше идеи это дело не пошло. В законе Украине, регулирующем «особый порядок местного самоуправления» в неподконтрольных районах Донецкой и Луганской областей, упоминалось о возможностях Донецка и Луганска осуществлять экономическую деятельность в специальном порядке, но о полноценной СЭЗ речи тогда не шло.
Насколько серьёзными являются заявления Кравчука и не приведёт ли такая инициатива к «параду» свободных экономических зон по всей Украине, EADaily рассказали эксперты из ЛНР.
Советник главы ЛНР по вопросам внешней политики Родион Мирошник считает, что предложения Кравчука пока выглядят как неуклюжие манипуляции, но экономическое сотрудничество можно восстанавливать после выполнения Украиной ряда договоренностей.
«Рассматривать варианты экономического восстановления можно и нужно, но только после точного определения и закрепления „всех правовых аспектов особого статуса“, как об этом договаривались уже с Зеленским на парижском саммите. „Особый статус“ — это основа Минских соглашений, без которого они просто не работают. Сознательно лечить симптом, не обращая внимания на причины заболевания, — это лишь способ выкачивания денег из пациента. В нашем случае это лишь попытка тянуть время в надежде, что что-то глобально изменится. Леонид Макарович Кравчук себя по-прежнему чувствует „хитрым лисом“, которому удалось развалить Советский Союз, но спустя тридцать лет вся его „хитрость“ видна невооруженным взглядом», — отметил он.
Ведущий проекта «Путь Визенталь» — советник министра внутренних дел ЛНР Виталий Киселев убежден, что заявление первого президента Украины о создании СЭЗ на Донбассе — это популизм, который не имеет под собой практического плана реализации.
«Кравчук будет делать такие вбросы, мол, экономить свет. Открывать КПВВ (контрольно-пропускной пункт въезда-выезда), и, как только усилится напряжение, он откажется, скажет, что это сугубо абстрактное происхождение, — и вот такие прозрачные пузыри Кравчук будет надувать, это его кредо», — отметил Киселёв.
По мнению чиновника, подобные инициативы на Донбассе могут привести к требованию и остальных регионов о предоставлении особого экономического статуса. А это в свою очередь вызовет дезинтеграционные тенденции по всей Украине.
«С учетом сегодняшних реалий и событий в мире практически дать возможность другим регионам статус СЭЗ будет означать разделение Украины на части. Вся Одесса — торговый порт, их там два (на самом деле в Одесском регионе четыре порта — непосредственно в Одессе, Южном, Черноморске и Рени. — EADaily). Выход в море и т. д. Западные части, где Румыния, Польша, Болгария (скорее всего, в случае с Болгарией понималась Бессарабия на юге Украины, где проживает крупная болгарская диаспора) имеют тесные отношения с местной элитой и тем уже существуют от этих сторон представителем в виде общественных организаций, во властях и т. д., — это будет выглядеть как их территория, только с большими возможностями. Радикалам, неофашистам это, соответственно, не понравится, и им придется снова кричать: „Зрада!“, а для чего? Всё очень просто — бизнес, ничего личного. И в этой плоскости они будут раздувать огонь ещё более пылающий, чем огонь противостояния на Донбассе», — подытожил собеседник агентства.
Председатель общественной организации «Патриотическая ассоциация Донбасса» Алексей Селиванов назвал предложение главы украинской делегации ТКГ в Минске о создании на Донбассе свободной экономической зоны лукавством, подчеркнув, что Украина пойдет на это только в случае установления полного контроля над республиками.
«Как я и предупреждал, Леонид Кравчук начал с лукавства. Лукавство — это разговор о зонах свободных экономических отношений. Кравчук намеренно заменяет политические вопросы экономическими. Политические — это право народа Донбасса самому определять свою судьбу. С кем дружить, с кем выстраивать отношения, с кем объединяться. Вместо этого Кравчук предлагает эфемерный статус „зоны свободных экономических отношений“. Но этот статус, по-кравчуковски, должна предоставить Донбассу Украина. А Украина сможет предоставлять какие-либо экономические статусы, только установив политический, а значит, и силовой контроль над ЛДНР. А это значит — террор и расправа над нелояльным Украине населением. Над нами. И нам тогда уже будет все равно, какие именно будут экономические отношения. Тем более что разговоры о „свободной экономической зоне“ — не более чем пустая болтовня. „Обицянки-цяцянки“, как говорят в малороссийских сёлах», — заявил он.
Как видим, опрошенные EADaily собеседники не верят словам Леонида Кравчука, считая его заявление о создании свободной экономической зоны на Донбассе банальным популизмом. Украина всячески пытается увиливать от выполнения положений, прописанных в Минских соглашениях, взамен предлагая неприемлемые для республик Донбасса условия. С другой стороны, даже если эти условия были бы приняты ЛДНР, по Украине прокатилась бы новая волна протестов со стороны радикалов и националистов. А так как новая власть, как и предыдущая, относится к ним лояльно, неизвестно, к чему это может привести. Например, к легкой отмене такого рода статусов и зон.