Супергерои трудной судьбы
В прокат выходят «Новые мутанты» Джоша Буна — ответвление франшизы «Люди Х» и попытка скрестить супергеройское кино с хоррором и подростковой драмой. Фильм провел три года в «производственном аду», и, по мнению Юлии Шагельман, история его создания оказалась интереснее его самого.
Режиссер Джош Бун с детства любил комиксы про «Новых мутантов» — подростков со сверхспособностями из той же вселенной, где происходит действие «Людей Х». А еще он, как и положено американцу 1979 года рождения, любил фильмы Джона Хьюза — тоже о подростках, только совсем обычных, со своими обычными подростковыми проблемами. Успех снятой Буном в 2014 году мелодрамы «Виноваты звезды» (естественно, о подростках) позволил ему наконец соединить одно с другим и представить киностудии 21st Century Fox свой проект «Новых мутантов» — супергеройского фильма в духе Джона Хьюза и даже с элементами хоррора.
Фильм запустили в работу, но все с самого начала пошло не так. Сначала студия два года ругалась с Буном из-за сценария, потом картину все-таки сняли в 2017 году, но она настолько не понравилась продюсерам, что пошли разговоры о полной пересъемке. В конце концов фильм оставили как есть, но места в расписании релизов ему никак не находилось. В марте 2019-го компанию Fox купил Disney, вместе с другой интеллектуальной собственностью получив в свое распоряжение и многострадальных «Мутантов». Релиз был запланирован на апрель 2020 года, но тут грянула пандемия. И даже теперь, когда лента наконец добралась до кинотеатров, ее несчастья не закончились: художник комикса Боб Маклеод оказался весьма разочарован экранизацией, а многие американские критики отказались о ней писать, так как не получили возможности посмотреть фильм до выхода в прокат.
При этом трудно придумать более подходящий момент для такого кино. Во-первых, на экране царит полный интернационал. Главная героиня Даниэла Мунстар (Блю Хант) — коренная американка, среди ее товарищей-мутантов есть бразилец Роберто (Генри Зага) — правда, в комиксе он был чернокожим, и именно изменение его расы в числе прочего расстроило художника — и трое персонажей хоть и белых, но трудной судьбы: сын бедного шахтера Сэм (Чарли Хитон), выросшая в суровой религиозной общине Рэйн (Мэйси Уильямс из «Игры престолов») и русская девушка с красивым именем Ульяна Распутина (Аня Тейлор-Джой). Во-вторых, в 2020 году можно наконец-то прямо, а не намеками показывать в диснеевском фильме романтическую связь между двумя девушками, и аудитория только порадуется.
Если в «материнской» франшизе суперспособности были метафорой инаковости, из-за которой героев не принимает традиционное общество (не зря же начиналась вся история в концлагере), то здесь в дополнение к этому смыслу появляется еще один. Суперспособности символизируют трансформации, происходящие с подростками, а неспособность юных мутантов взять их под контроль — растерянность и страх перед меняющимся телом и новым жизненным этапом (Роберто, например, начинает полыхать огнем, когда возбуждается). Поэтому лучшие моменты фильма — это те, в которых он больше «Клуб «Завтрак»», чем «Люди Х», когда пятеро неприкаянных тинейджеров пытаются найти себя и друг друга в мире враждебных взрослых.
Проблемы начинаются, когда Джош Бун вспоминает, что снимает все-таки супергеройский хоррор. Тогда из всех закоулков закрытой «лечебницы», куда поместили героев, начинают лезть образы, виденные в сотне тысяч других фильмов: от «Психо» и «Острова проклятых» до «Кошмара на улице Вязов», «Кэрри» и «Оно». А мутирующие подростки в своих супергеройских обличьях будто превращаются во всех комиксовых героев сразу, но больше всего они почему-то становятся похожи на персонажей самой первой «Фантастической четверки» (и это отнюдь не лестное сравнение). Сцену же, когда Ульяна Распутина в одиночку идет на гигантского сверхъестественного медведя, и вовсе невозможно воспринимать всерьез, хотя авторы вроде бы не шутят. Конечно, она вызывает и гордость: вот такие мы, русские женщины,— медведя на скаку остановим, в горящую церковь войдем, даже мутировать для этого необязательно.