10/07/2017
Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета РФФИ
31 РФФИ Минобрнауки ФАНО РГНФ Счетная палата Российской Федерации в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС).
Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета в ФГБУ "Российский фонд фундаментальных исследований" (РФФИ).
Кассовое исполнение расходов РФФИ как главного распорядителя бюджетных средств составило 11,6 млрд. руб., или 100% показателей сводной бюджетной росписи (с изменениями).
По состоянию на начало и конец отчетного периода кредиторская задолженность РФФИ отсутствует. Дебиторская задолженность на 1 января 2017 г. составила 15,1 тыс. руб. и сложилась в результате неиспользования РФФИ как бюджетным учреждением субсидии на иные цели.
Бюджетная отчетность РФФИ об исполнении федерального бюджета за 2016 г. как главного распорядителя средств федерального бюджета является достоверной и соответствует результатам проведенного контрольного мероприятия. В то же время, отчетность РФФИ как бюджетного учреждения является недостоверной. Так, в бюджетной отчетности РФФИ за 2016 год в справке о наличии имущества и обязательствах на забалансовых счетах не были отражены данные по состоянию на начало года — в отношении 765 единиц на общую сумму 30 млн руб., на конец года — в отношении 557 единиц на общую сумму 21,5 млн рублей.
В проверяемый период была проведена реорганизация РФФИ путем присоединения РГНФ. При этом Минобрнауки, ФАНО России, Росимуществом и РАН не было выполнено поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации в части закрепления за РФФИ необходимых для осуществления его деятельности площадей. В результате, РФФИ занимало нежилые помещения по договорам аренды на возмездной основе. В случае размещения реорганизованного РФФИ на единой площадке на безвозмездной основе экономия бюджетных средств, направляемых на аренду помещений, в истекшем периоде 2016 г. составила бы 6,1 млн. руб., за январь-апрель 2017 г. — 7,2 млн. руб.
Кроме того, в 2016 г. в отсутствие должным образом оформленных договорных отношений РФФИ были заключены с РАН договоры на возмещение коммунальных расходов и услуг по содержанию и обслуживанию помещений. Общая сумма расходов РФФИ за 2016 г. в рамках заключенных договоров составила 9 млн. руб.
Субсидия на выполнение госзадания исполнена РФФИ в сумме 1,6 млрд. руб., или 99,9% общего объема субсидии с учетом остатка на 1 января 2016 г. (3,9 млн. руб.). Остаток субсидии на 1 января 2017 г. составил 1,7 млн. руб. -средства были зарезервированы РФФИ для оплаты по заключенным договорам поставленного в декабре 2016 г. товара, выполненных работ, оказанных услуг.
Проверка показала, что Минобрнауки России не обеспечил изменение госзадания РФФИ в связи с уменьшением объемов субсидии на его выполнение. Кроме того, не были внесены изменения в госзадание в связи с реорганизацией Фонда, в результате чего оно не содержит показателей деятельности РГНФ. Информация о выполнении госзадания РГНФ в Минобрнауки России РФФИ не направлялась и министерством не запрашивалась.
Отчет о выполнении госзадания РФФИ за 2016 г. признан Счетной палатой недостоверным. По 4 из 23 установленных показателей достигнутые значения отражают недостоверную информацию. Так, при плановом значении показателя "Разработка, корректировка и утверждение нормативных документов Фонда…" — не менее 10 единиц, фактическое значение, отраженное в Отчете, составило 11 единиц. При этом все указанные документы были утверждены в 2012 и 2015 годах и их корректировка в 2016 году не осуществлялась.
При плановом значении показателя "Заключение соглашений с субъектами Российской Федерации о сотрудничестве и совместном проведении региональных конкурсов" — не менее 41 единицы, в Отчете достигнутое значение данного показателя отражено в количестве 47 единиц. При этом фактически в 2016 г. РФФИ были заключены соглашения с четырьмя регионами и дополнительные соглашения с пятью регионами. Остальные 38 соглашений заключены ранее, начиная с 2004 г., и в 2016 г. не корректировались.
При плановом значении показателя "Заключение соглашений с зарубежными и международными организациями о совместной поддержке научных исследований" — не менее 41 единицы, достигнутое согласно Отчету значение — 41 единица. При этом фактически в 2016 г. было заключено 11 таких соглашений. Остальные 30 соглашений заключены ранее, начиная с 1997 г., и в 2016 г. не корректировались.
При плановом значении показателя "Количество разработанных документов" — 2 единицы, достигнутое согласно Отчету значение — 2 единицы. Данный показатель установлен в составе государственной работы № 3 "Научно-методическое обеспечение", поскольку Правительством 16 декабря 2015 г. было поручено РФФИ обеспечить подписку к электронным информационным ресурсам зарубежных изданий в интересах российских ученых на 2016 год.
Фактически РФФИ в 2016 г. было заключено 4 лицензионных договора на доступ к информационным ресурсам ведущих зарубежных издательств на общую сумму 946,3 млн. руб. При этом регламент, устанавливающий порядок отбора организаций, которым предоставляется такой доступ, а также порядок определения ресурсов, доступ к которым предоставляется организациям, отсутствует.
При осуществлении закупок РФФИ приобретались услуги по аренде автомобиля Ауди А6 с характеристиками, обоснование которых вызывает сомнение, а именно с наличием крепления для детских сидений ISOFIX на боковых сиденьях сзади с креплением Top Tether, кованых дисков дизайн "6 рукавов", многофункционального кожаного руля, рукоятки рычага переключателя передач отделанной кожей.
Также РФФИ заключен контракт на оказание услуги по подписке и доставке периодических изданий на общую сумму 1,1 млн руб.(с 1 января 2017 года сроком на 12 месяцев). Более 50% подписных периодических изданий не относятся к деятельности РФФИ ("Музыкальная академия", "Музыкальное обозрение", "Русское искусство", "Российская археология", "Вопросы психологии", "Психологический журнал" и др.).
По результатам анализа организации и проведения РФФИ грантовой поддержки также были установлены отдельные недостатки. Так, при проведении конкурсов, где участниками являлись физические лица, Фонд требовал, чтобы до подачи проекта на конкурс физические лица получили согласие организации (российского юридического лица) обеспечить условия для выполнения проекта. В 2016 г. в условиях большинства конкурсов появилось требование, чтобы организация была научной организацией — в уставе должно содержаться указание на осуществление организацией научной или научно-технической деятельности. Часть денежных средств, в размере не более 20% от суммы гранта, получатель гранта передает организации для компенсации ее затрат, связанных с предоставлением условий для выполнения проекта. Критерии, устанавливающие обоснованность и размер таких затрат (до 20%), отсутствуют. Размер согласовывается грантополучателем и организацией. Действующими правилами Фонда грантополучатель поставлен в условия, при которых он обязан передать организации до 20% суммы гранта независимо от необходимости пользования услугами организации.
Проверка показала, что сформированная нормативная правовая база не исключает рисков финансирования схожих по содержанию научных работ за счет средств федерального бюджета, полученных с применением различных механизмов выделения средств. Анализ научных проектов РФФИ свидетельствует о наличии семантически близких проектов, финансирование которых осуществлялось РФФИ и иными организациями (учреждениями). В ходе проверки выявлено 13 таких случаев. Например, в 2016 г. РФФИ был профинансирован научный проект "Непертурбативные методы квантовой теории и теории струн" в сумме 576 тыс. руб., реализуемый в ФГБУ "Институт теоретической и экспериментальной физики им. А.И.Алиханова НИЦ "Курчатовский институт". В этом же году Российским научным фондом был поддержан семантически близкий научный проект того же научного учреждения "Топологические теории поля и теории струн". В обоих случаях руководителем проекта выступало одно и то же физическое лицо.
По результатам контрольного мероприятия направлены представление в РФФИ, информационные письма в Росимущество и Минобрнауки. Заключение направлено в палаты Федерального Собрания.