Человечество использует люстры на протяжении столетий, правда, они были придуманы в качестве основы для установки свечей. Первые люстры изготавливались из кованого металла и могли вместить в себя сотни свечей, тускло освещающих холодные рыцарские залы. В эпоху Ренессанса люстры превратились в настоящее произведение искусств – их стали изготавливать из горного хрусталя, серебра, золота и устанавливали в залы королевских дворцов. До наших дней сохранились роскошные лампы Версаля и Лувра, Зимнего дворца и Большого театра, на которые невозможно смотреть без трепета и восхищения.
Но, несмотря на разнообразие люстр, их можно было назвать однотипными, особенно по сравнению с многообразием форм, размеров, конструкций, материалов, схем освещения, которые предлагает современный рынок. В этом ассортименте очень сложно не растеряться и прежде, чем идти за покупкой, стоит прислушаться к советам опытных дизайнеров, уверенных, что игра света и тени может стать лучшим интерьерным аксессуаром.
Основные виды люстр
Итак, под люстрой подразумевается светильник, который, как правило, располагают в центре комнаты на потолке. Его задача заключается в формировании базового бестеневого освещения, способного охватить каждый уголок пространства комнаты.
Люстры принято разделять на два вида:
- классические подвесные изделия, состоящие из трех частей – основания, соединительных элементов и плафонов. Основание закрепляется на потолке, а плафон спускается вниз на шнуре, цепи, пружине, пруте или другом соединительном элементе;
- потолочные конструкции – они не обладают подвесными деталями и крепятся под самым потолком.
При выборе типа следует учесть параметры помещения – в небольших пространствах с низким потолком выигрышно смотрятся потолочные лампы, визуально «приподнимающие» потолок и увеличивающие помещение. В больших залах с высокими потолками от 2,8-3 метров, можно использовать подвесные люстры, размещая их так, чтобы от пола до плафона люстры оставалось не менее 2,1-2,3 метров, чтобы светильник не цеплялся за головы домочадцев или гостей.
В последние годы на рынке появились модели, в которых плафоны крепятся к основанию на гибких пружинах, которые можно выворачивать в разные стороны, сокращая или удлиняя расстояние между люстрой и потолком. Они очень удобны и позволяют самостоятельно регулировать длину изделия, в зависимости от роста домочадцев.
Правила размещения люстр и их размеры
Высота – это не единственный параметр, который используется при выборе люстры. Необходимо принимать во внимание и площадь комнаты, и диаметр люстры, и тип плафона, чтобы соблюсти правильную соразмерность между помещением и изделием. Проще говоря, она должна соответствовать параметрам пространства. В противном случае, слишком маленький светильник затеряется в большой комнате, равно, как и большая люстра с подвесками будет выглядеть навязчиво в комнате-«хрущевке».
Идеальные параметры модели дизайнеры высчитывают с помощью простой формулы, в которой при расчете диаметра люстры, необходимо длину и ширину комнаты сплюсовать и умножить на 10 см. Например, если параметры комнаты равны 5х4 м, идеальной для него станет люстра с диаметром не более 90 см.
Как правило, такоц светильник размещается в центре потолка и служит единственным базовым источником освещения, но в просторных помещениях иногда меняют схему расположения осветительных приборов. Например, размещают по два осветительных прибора параллельно друг другу или вешают четыре люстры по углам помещения. Еще один интересный вариант – два ряда с 3-я небольшими светильниками, размещенными в шахматном порядке или ассиметрично подвешенные небольшие потолочные светильники, которые формируют правильное базовое освещения.
В просторных гостиных или залах, если хозяева хотят акцентировать внимание на одной центральной люстре, ее следует дополнить функциональными источниками освещениями типа бра, точечных светильников и торшеров, участвующих в разделении комнаты на зоны.
Еще один небольшой дизайнерский лайф-хак: в длинных узких комнатах лучше выглядят шарообразные или круглые осветительные приборы, а в широких помещениях, наоборот, люстры с цилиндрическими или вытянутыми плафонами и формами.
Выбор люстры в зависимости от материала и стилистики оформления
Для изготовления современных люстр используется широчайший ассортимент материалов, а их выбор зависит от стилистики изделия, поскольку каждому дизайну соответствует определенная текстурно-фактурная база. Наиболее популярными материалами, является:
- хрусталь и стекло, выступающее в роли его заменителя в бюджетных люстрах – из этих материалов создаются изысканные и хрупкие осветительные приборы, как правило, с большим количеством подвесок и изящными флористическими плафонами. В последние годы из стекла и хрусталя изготавливают очень маленькие светильники для светодиодных ламп, которые окутывают центральный плафон или крепятся к нему в виде бриллиантовой россыпи. Такиой вид, традиционно, украшают гостиные и залы, но благодаря современным технологиям и необычным сочетаниям фактур, люстры выполняются не только в чисто классическом, но и современном стиле;
- плотное стекло – в этом случае, стекло не имитирует хрусталь, поэтому подвергается окрашиванию, нанесению декоративных насечек, наклейке аппликаций из других материалов, матируется, покрывается позолотой или серебрянкой и пр. Из такого стекла изготовлена большая часть современных люстр во всех стилистических направлениях – от стильного минимализма до роскошной исторической классики;
- металл (медь, сталь, латунь, бронза и пр.) – такие изделия долговечны и не требуют особого ухода, а что касается стилистики осветительных приборов, то она зависит от типа металла. Так, например, классика, ампир, барокко, викторианский и восточный арабский интерьер требуют использования роскошной бронзы и латуни, а также металла, покрытого позолотой или украшенного чеканкой. Для стилистики кантри и прованс, альпийского и голландского стиля идеально подойдут изделия из ажурной ковки. При реализации проекта в стиле хай-тек, техно, лофт, модерн, арт-деко и минимализм подойдет хромированная сталь, алюминий, нержавейка;
- дерево – деревянные люстры подходят для оформления кухонь, а также отделки столь модных сегодня домов из оцилиндрованного или профилированного бруса. Дерево идеально поддерживает экологичный, этнический, скандинавский, альпийский, восточный стиль, а также стилистику кантри и рустик. Но они потребуют дополнительного ухода – чтобы они не подвергались воздействию бактериологической опасности, к тому же их нельзя вешать в помещения с высоким уровнем влажности или поблизости от камина с открытым огнем, поскольку дерево относится к легковоспламеняющимся матералам;
- текстиль – появились в 70-е гг. ХХ ст. и с тех пор продолжают оставаться в тренде, а выбор модели зависит от материала, из которого изготовлен плафон или абажур. Например, стиль техно и футуризм подчеркнет плафон из яркой синтетической ткани с геометрическим или растительным орнаментом. а интерьер в стиле ампир, классика и барокко – благородный шелк с замысловатой драпировкой, переливающийся атлас и тяжелый бархат. В нео-романтическом интерьере, помещении в стиле шебби-шейк и прованс можно использовать макраме, вязку и кружево, а для воплощения этно и эко-стиля, стиля рустик и бохо потребуется лампа с льняным либо хлопковым абажуром. Разнообразие материалов дополняется таким же многообразием форм и конструкций, но специалисты советуют вкручивать в тканевые плафоны исключительно светодиодные лампы, кроме того, их не следует вешать на кухне, поскольку плафон из ткани невозможно будет очистить от жира и копоти, не деформируя изделие;
- пластик – недорого стоят, но выглядят просто замечательно, отличаясь великолепными эксплуатационными параметрами, легким уходом, разнообразием моделей, конструкций и форм. Их следует покупать для интерьера в стиле техно, хай-тэк, лофт, модерн, минимализм и футуризм, поскольку они являются воплощением главной концепции этих направлений – применение современных материалов и минимум вычурности;
- бумага – если помещение оформлено в японском или китайском стиле, а также в стилистике лофт и хай-тэк, то органично дополнить его сможет люстра с бумажными плафонами или абажуром. Естественно, это не слишком традиционный ход, но зато изделие привнесет в интерьер типично восточный колорит и органичность современных концепций;
- комбинированные материалы – чаще всего при изготовлении люстр используют два материала – из одного формируется каркас или основа и, как правило, для этих целей используется металл и дерево, а из другого – декоративная часть. Они выглядят не менее эффектно и роскошно, поэтому на них стоит обратить внимание при обустройстве интерьера помещения.
Подбор люстры в зависимости от типа помещения
При выборе освещения следует учитывать не только оформление интерьера, но и тип помещения, в который она покупается, поскольку требования, выдвигаемые, например, к изделиям для кухонь и гостиных, существенно разнятся между собой.
Для гостиной или зала
Гостиная и (или) зал – это самые большие и просторные помещения в доме и квартире, где собираются домочадцы на вечерние посиделки, организовываются застолья, принимаются гости. Здесь будет уместна массивная эффектная люстра из хрусталя или стекла с вычурным декорам и подвесными элементами. Такой осветительный прибор может стать центром притяжения гостиной, поэтому лучше остановить выбор на изделии подвесного типа с 5-6 рожками в виде крупных цветов, шаров, цилиндров. Очень эффектно смотрятся потолочные люстры, распластанные по потолку, а также композиции из мелких-мелких светильников, напоминающих светящиеся точки, собранные в пучки или «рассыпанные» по центру потолка, словно бриллианты.
Если в зале подвесные или натяжные потолки, центральную люстру стоит дополнить небольшими светильниками, расположенными по периметру или в углах комнаты. Еще одним вариантом обустройства гостиной является монтаж нескольких люстр – двух одинаковых, расположенных на равном расстоянии от центра, шести небольших одинаковых , раскиданных в шахматном порядке либо нескольких осветительных приборов, установленных ассиметрично друг другу.
Для спален
Освещение базового типа в спальне должна формировать потолочная люстра, создающая мягкое рассеивающее освещение. Лучше остановить внимание на изделии с матовым плафоном, изготовленным из плотного стекла и декорированного металлическими деталями. Поддерживать базовое освещение можно при помощи бра или ламп, расположенных на прикроватных тумбах, торшеров и встроенной подсветки потолка или пола.
В детской комнате
Главный критерий выбора осветительного прибора в детскую – безопасность, поэтому следует отказаться от стеклянных светильников, а также изделий с бумажными и деревянными плафонами, которые являются особо пожароопасными. Лучше покупать пластиковую потолочную люстру, способную сформировать неяркое освещение, напоминающее дневной свет. Отлично выглядят плафоны в виде мультипликационных героев, животных, футуристических существ, ведь, в интерьере с нейтральным осветительным прибором ребенок еще успеет пожить.
Кухонная люстра
На кухню следует устанавливать компактный источник освещения с простым дизайном, не усложняющим уход за ним. В современных кухнях великолепно смотрятся потолочные металлические и пластиковые люстры, комбинированные модели и изделия из утолщенного стекла. В классических кухнях допустимо использовать подвесные люстры с большим абажуром из дерева или ткани, нависающим над обеденным столом. Естественно, базовое освещение должно совмещаться с функциональной подсветкой рабочей зоны, плиты и пр.
Для ванных комнат и санузлов
К ним выдвигаются повышенные требования в плане экологической чистоты, безопасности, устойчивости к перепаду температур, пыли а самое главное, воздействию воды, поэтому лучше всего устанавливать светильники с маркировкой IP x4 и IP x5, которые размещаются максимально близко к воде. Люстры потолочного типа должны быть изящными, но простыми, изготовленными из стекла и пластика, неприхотливыми в ежедневном уходе. Обязательно следует включить в систему освещения функциональные осветительные приборы в душевой кабине и в области зеркала.
Для коридора или прихожей
Лучше всего такие небольшие помещения оборудовать компактными потолочными осветительнми приборами простой модели, например, люстрой-таблеткой либо типа спот. Отличным вариантом станет полный отказ от центрального освещения и его замена точечными потолочными светильниками с направленными светопотоками.
Как видите, при выборе люстры следует ориентироваться не столько на свой вкус и интуицию, сколько на здравый смысл, размеры помещения, высоту потолков, тип помещения и его стилистику – то есть, на те моменты, от которых зависит гармоничность и качество освещения в целом. Только таким образом можно сформировать в квартире или отдельном помещении дома комфортное освещение, благотворно влияющее на всех домочадцев. Очень много разных видов освещения можно найти тут.