Deposiphotos
Из-за пандемии и закрытия кинотеатров весь мир остался без крупных премьер. В то время как голливудские блокбастеры уже перенесли на 2021 год (а в некоторых случаях даже 2022-й), фильмы с небольшим бюджетом отправились прямиком на цифровые носители, минуя театральный показ. «Газета.Ru» рассказывает, как прокат ушел в онлайн и причем здесь «Тролли».
в очередной раз отложила на неопределенный срок выход «Мулан». Не раньше 2022 года на экраны выйдут новые фильмы франшизы «Звездные войны», а в 2021-м состоится премьера одного из четырех запланированных сиквелов «Аватара».
В сложившихся условиях малобюджетные картины вовсе решили не дожидаться открытия кинотеатров и выйти сразу на электронных носителях (как правило, цифровое окно у зарубежных лент составляет от 1 месяца до полугода).
К примеру, третью часть «Билла и Теда» с Киану Ривзом в главной роли, запланированную на август 2021 год, покажут только в избранных залах, которые согласятся взять ее в прокат. Премьера ленты с бюджетом $25 млн состоится 1 сентября в формате видео по запросу (VOD).
Учитывая высокую смертность от коронавируса в США, неизвестно, когда кинотеатры возобновят свою работу. Чтобы хоть как-то снизить риски, продюсеры обходят традиционный «прокатный» период: для малобюджетных проектов это возможность получить хоть какую-то прибыль либо зафиксировать убытки. Есть и более удачные примеры, когда с выходом фильма на цифровых платформах удалось не просто отбить бюджет, но и подзаработать.
В апреле этого года мультфильм «Тролли. Мировой тур» установил прецедент, став первым проектом Universal, выпущенным в онлайн-прокат раньше срока. Американские пользователи могли взять его в аренду на 48 часов за $19,99. Только за первые выходные лента собрала около $40 млн. За три недели «Троллям» удалось заработать более $95 млн только на VOD.
Первая часть «Троллей» стартовала в кинотеатрах с $46,6 млн в октябре 2016 года, а ее мировые сборы за весь период проката составили $346,9 млн. Согласно подсчетам The Hollywood Reporter, Universal получила около $190 млн из этой суммы — это значительно меньше, чем студия могла бы выручить со сдачи мультфильма в аренду.
Выпускать в интернет фильмы с большим бюджетом — такие, как новые «Звездные войны» или «Мулан» — было бы гораздо сложнее с экономической точки зрения. Франшиза «Троллей» в этом случае оказалось идеальным вариантом: продолжение обошлось создателям в $100 млн с учетом налоговых льгот и рибейтов (30 млн пришлось на рекламу и раскрутку). Для сравнения: первая часть стоила около $125 млн.
По примеру «Троллей» от привычных театральных показов отказались «Скуби-Ду» и «Артемис Фаул». Сразу на VOD-платформах, минуя кинотеатры, состоится премьера нового полнометражного мультфильма «Губка Боб в бегах». Именно за этим персонажем с начала пандемии охотился Netflix.
В то время как сеть кинотеатров AMC оказалась на грани банкротства (согласно последним данным, акции компании упали на 41%), Netflix успешно увеличил аудиторию на 10,09 млн человек. Вместе с этим выручка стриминга выросла почти на 25%.
Однако сервис уже готовится к худшему — остановка производства, вызванная пандемией, ударит по библиотеке в 2021 году. Контент явно планируют обновлять за счет внешних приобретений (включая «Губку Боба в бегах»). В марте Netflix заполучила у Paramount комедию Майкла Шоуолтера «Любовнички» («The Lovebirds»), которая должна была выйти в прокат 3 апреля. Этой же осенью студия планировала выпустить «Суд над Чикаго 7» Аарона Соркина, но из-за неуверенности насчет открытия кинотеатров, фильм, который однажды уже закрывали из-за недостатка финансирования, по итогу купил стриминговый сервис. Недавно Netflix «забрал» у Paramount еще один проект — «Наше имя — Адам» с Райаном Рейнольдсом в главной роли.
Пока эксперты уверены, что в будущем выход фильма одновременно в кинотеатрах и онлайн станет нормой. Премьера фильмов на цифровых носителях не станет заменой сеансов с экономической точки зрения. Вместе с тем кинокомпании могут извлечь из новой модели выгоду, например, сократив время выхода фильмов онлайн после проката на большом экране, чтобы можно было проводить одну рекламную кампанию для театральных и домашних показов.