Интернационализация — главный тренд глобального образования | Построй свой дом
Построй свой дом

Интернационализация — главный тренд глобального образования

06/04/2016 ВУЗы

Интернационализация — главный тренд глобального образования

572 НГУ ФАНО Сотрудничество Аналитика Новосибирск ​За последние десять лет количество человек, проходящих обучение за рубежом, возросло примерно в три раза. Новосибирский государственный университет не отстает от международной практики и запускает 15 англоязычных магистерских направлений.

Создание подобных магистратур было начато гораздо раньше, еще в рамках программы развития НИУ НГУ были сформированы первые методические разработки. Более того, на экономическом факультете в 2013 году уже запустились два направления подготовки. Актуальность задачи выхода на международный рынок повысилась с проектом «5-100» и продвижением вуза в мировых рейтингах.  Сейчас университет может представить на выбор 15 магистратур для иностранных студентов на нескольких факультетах: механико-математическом, экономическом, геолого-геофизическом, медицинском, физическом, юридическом, гуманитарном и факультете информационных технологий.    — Первый год мы разрешаем запускать программу без иностранных студентов для того, чтобы ее «обкатать», но на второй они обязательно должны быть. Это выглядит неестественно, когда люди в аудитории говорят на одном языке, но родным для всех является другой: зачем эти сложности, если четче и быстрее мысли можно сформулировать на русском? Но как только появляется хотя бы один иностранец, то ситуация сразу меняется, и обучение происходит «по-настоящему», ведь этот человек также должен понимать материал, — рассказывает проректор по программам развития НГУ Алексей Григорьевич Окунев.        Что привлекает иностранных студентов   — Университет, в первую очередь, академическая организация, которая готовит кадры для исследовательской деятельности. Студенты проходят дипломные практики в институтах СО РАН, подведомственных ФАНО, что показывает  высокое качество образования, ведь люди сразу включаются в реальные проблемы науки. Это все помогает нам заинтересовывать студентов, — говорит Алексей Григорьевич.    Кроме того, по его словам, НГУ сейчас — самый активно развивающий связи с иностранными партнерами университет в России. Также «узнаванию» вуза за рубежом способствуют личные контакты научно-педагогических работников с коллегами из других учебных заведений.    — Проводя первый набор, мы были озабочены только тем, чтобы открыться хотя бы с нашими студентами. По большому счету, представления о продвижении программ не было: мы просто вывешивали на сайте англоязычные описания магистратур. Однако на второй год мы уже серьезно поработали над подачей информации. Мы видели, как рекламируются даже наши русскоязычные направления, поэтому поняли, например, что делать страницы в соцсетях очень важно. Кроме этого, университет теперь присутствует на образовательных выставках на нескольких мировых площадках. Правда, обычно туда приходят представители вузов, а не студенты, и, кстати говоря, таким образом можно организовать партнерство, на которое мы рассчитываем. Хотя, конечно, оно не всегда приводит к договору о двойном дипломе, — рассказывает кандидат экономических наук, доцент Елена Геннадьевна Лиманова   Экономический факультет НГУ уже год присутствует на портале «MasterStudies», а в скором времени будет подключен к еще одному — «StudyPortals». Эти глобальные ресурсы позволяют оптимизировать студенту свой запрос: человек определяет, чем хочет заниматься, и ему сразу выдается спектр возможностей. По словам преподавателя, после размещения информации о двух программах обучения на этих сайтах статистика обращений потенциальных претендентов увеличилась: два года назад их было всего 15, а через год уже 390 запросов.   Aggrey Koni, Танзания (Африка): «Я обучаюсь по направлению «управление в области нефти и газа», нашел его через интернет. НГУ был единственным университетом в России, который предложил такую программу на английском языке. Также он является 3-м университетом в России. Мне нравится обучение из-за дружелюбной среды и академичности знаний. Честно говоря, я не очень люблю экзотическую Сибирь, здесь для меня слишком холодно. Я надеюсь, лето придет как можно скорее. Однако важно отметить, что в Сибири живут очень добрые люди».

  Как готовят преподавателей  — Основная проблема при создании магистратуры — язык, потому что среда даже у нас в университете неанглифицированная. Мы должны были серьезно подумать, формируя эти программы, кто из наших преподавателей и какую именно дисциплину сможет прочитать. Сотрудники активно проходят сертификацию, подтверждают свой уровень владения языком. Каждый из них  обладает большим опытом и имеет уровень английского как минимум B2 — Upper Intermediate, но, как правило, и выше. Конечно, мы сразу знали, что будем активно приглашать профессоров из-за рубежа, ведь хотим дать нашим студентам чуть больше, чем те темы, которыми сами занимаемся, — говорит Елена Геннадьевна.    Кто учится  В НГУ обучаются представители 20 стран из Африки, Ближнего и Дальнего Востока, Южной Америки, Европы. Всех студентов можно разделить на две основные категории. Первая — ученики из развивающихся стран. Они обычно больше осведомлены или лучше представляют, что Россия может предложить образование хорошего уровня, и ищут его. Они участвуют в конкурсе на стипендию от нашего правительства, которая покрывает затраты на обучение, это дополнительно стимулирует интерес. Вторая — студенты из развитых стран, прежде всего, из вузов-партнеров, а также те, кто ищет экзотику.    — Я помню, когда первый претендент из ЮАР вел с нами переговоры, то я указала, что судя по его опыту и сертификатам о профессиональной подготовке, возможно, лучше сделать выбор в пользу второй нашей программы. Или, по крайней мере, внимательно изучить содержание дисциплин,  чтобы убедиться в правильности своего выбора. На что он мне ответил: «Да, я посмотрел, меня все устраивает, я, в конце концов, на снег посмотрю», — рассказывает Елена Геннадьевна.        Университет развивает и инфраструктуру для повышения условий приема иностранных студентов. Так, теперь в НГУ есть служба, которая занимается иностранными студентами, она их встречает, распределяет и отвечает на первые запросы. Также «советники» дают полную информацию о подаче заявки на государственную стипендию. Многие студенты пытаются ее получить, но не у всех выходит, поэтому они обучаются на платной основе. Есть претенденты, которые рассчитывают на гранты различных фондов в своей стране.   — Если после консультации с «советниками» человек предпринимает попытку подать документы, то тогда уже мы на факультете их рассматриваем: оцениваем первый диплом, резюме, мотивационное письмо, где он объясняет, почему хотел бы учиться именно на этой программе в НГУ, чем хотел бы заниматься, какие исследования его интересуют. Фактически, до этого года мы делали отбор среди иностранных студентов, основываясь на комплекте документов, но теперь будем дополнительно проводить собеседование по скайпу, — рассказывает Елена Геннадьевна.   В каждой стране условия подтверждения диплома нужно рассматривать отдельно. Процедура бывает разной степени сложности, но, по словам преподавателя, пока с нострификацией дипломов у кандидатов проблем не возникало.   Мd. Rasel Мiah, Бангладеш: «Я получил степень бакалавра по специальности «Финансы», тогда подумал о том, чтобы сделать магистерскую работу. Затем собрал информацию об англоязычных программах, которые более или менее тесно связанны с моим предыдущим образованием — финансами. Так я нашел НГУ, который предлагает «Quantitative Economics». Об университете я слышал следующее: они «делают» ученых, предлагают побороться за  стипендии. Мне очень нравится обучение в НГУ по нескольким причинам: университет имеет высококвалифицированных специалистов и предоставляет сильное академическое образование, затем, в рейтинге QS место этого вуза впечатляющее — 317. Кроме того, после окончания магистратуры я смогу найти высокооплачиваемую достойную работу. Невозможно однозначно сказать, что мне нравится в Сибири. Она выглядит хорошо, когда вокруг чисто белое покрывало снега. Но мне сложно подстраиваться под этот тип погоды, потому что в моей стране, я имею в виду Бангладеш, температура никогда не опускается ниже +10 градусов». 

  Первый опыт  — Мы считаем, что правильная стратегия обучения в магистратуре – поменять вуз, а может, и страну. Так можно получить новый опыт, видеть разных людей, развиваться. Поэтому мы поддерживаем выпускников бакалавриата, которые уезжают поступать в другие учебные заведения, но в то же время мы сами должны рассчитывать на интерес студентов иных университетов, прежде всего, сибирских. Правда, мы столкнулись с тем, что не всегда можем их привлечь. Наверное, фундаментальность магистерских программ по экономике, для многих кажется сложной. Но такой уровень образования совершенно адекватен международному представлению о том, какая подготовка необходима человеку, который рассматривает для себя возможность академической карьеры в настоящей серьезной науке мирового уровня. В этом плане мы хотим предложить более широкие возможности для профессионального будущего, — говорит Елена Лиманова.    Экономический факультет реализует две магистерские программы: Oil&Gas Management (Управление в области нефти и газа) и Quantitative Economics (количественная экономика). Разработчики давно вынашивали идею первой: в стране, для которой ресурсы, в особенности энергетические, так важны, необходимо изучать то, как правильно воспользоваться сырьем, какие вызовы возникают у компании, занимающейся добычей и переработкой нефти и газа.    — Мы думали привлечь геологов, попробовать взаимодействовать междисциплинарно. Сейчас наступил очень удачный момент, мы как раз ведем переговоры в частности о том, что университет планирует активно заниматься проблемами освоения Арктики и ее ресурсов. Интересно было бы дать нашим студентам возможность проводить свои исследования применительно к этой проблеме, — объясняет Елена Геннадьевна.     Вторая программа — «количественная экономика». Фактически, это англоязычная версия программы в области  математических методов в экономике – в которой факультет имеет уникальный опыт. Именно за это направление в науке основатель ЭФ академик Леонид Витальевич Канторович получил нобелевскую премию. Студенты, которые выбирают схему обучения 1 год в НГУ и 1 год во Франции, получают двойные дипломы: НГУ и Университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна.    — Как бы мы ни опасались утечки мозгов при двойных дипломах, видим, что, как правило,  студенты возвращаются обратно. Наверное, им трудно найти работу такого уровня, на какой они рассчитывают, на рынке труда во Франции. Пожалуй, в России при наших дипломах у выпускников стартовые возможности намного лучше, — рассказывает Елена Геннадьевна.    В 2016 году факультет открывает третье англоязычное направление — Financial Management.    — У нас есть такая программа на русском языке, но всегда хотелось сделать что-то непохожее на то, чем занимались раньше, с сильной и привлекательной идеей в основе. Поэтому мы сразу решили плотно взаимодействовать с компаниями, с рынками труда, с работодателями. Еще на этапе разработки нового направления договорились сесть за круглый стол с финансистами, благо у нас множество выпускников сделали хорошую карьеру, и обсудить с ними такие вопросы: что такое хорошее образование в области финансового менеджмента? Как организовать учебный процесс, который предполагает их сотрудничество со студентами? — делится преподаватель.    Дарина Муханова