Евгений Демченко: строительство НПЗ повлияет на географию поставок | Построй свой дом
Построй свой дом

Евгений Демченко: строительство НПЗ повлияет на географию поставок

06/09/2016 ИНГГ СО РАН

Евгений Демченко: строительство НПЗ повлияет на географию поставок

538 ИНГГ СО РАН СО РАН Аналитика Науки о Земле Новосибирск ​По мнению директора новосибирской компании "Маник" (занимается перевозкой нефтепродуктов по территории России и ближнего зарубежья) Евгения Демченко, на рынке автомобильных грузоперевозок строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Куйбышевском районе области скажется незначительно. 

— Большая часть продукции будет отгружаться железной дорогой. Недаром завод будет строиться именно там. Что-то и на внутренний региональный рынок будет продаваться, думаю, работы добавится, но сомневаюсь, что ее будет валом, — сообщил он.

Переработка

Как сообщил на прошлой неделе газете "Коммерсант" руководитель проекта "Барабинского НПЗ" мощностью 3 млн тонн в год Александр Осьминин, найден инвестор, который готов профинансировать 20 % от требуемых 1,3 млн долларов. Заключить соглашение планируется до конца сентября, в этом же году начнутся подготовительные работы на площадке. Реализовать его планируется за три года, предполагается, что поставщиком сырья будет "Роснефть", основным регионом сбыта — Новосибирская область.

Демченко считает, что продукция будет направляться за пределы региона. — Тем более, если работать будут с "Роснефтью", которая хорошо присутствует на территории до Новосибирской области, а восточнее ее практически нет, — сказал он.

Собеседник сообщил, что сейчас потребности Новосибирской области закрываются в основном Омским и немного Томским НПЗ, причем с омского завода в регион идет труба, ее даже не надо вести. Речь идет о линейной производственно- диспетчерской станции "Сокур". По данным компании "Нефтересурс", в составе ОАО "Сибтранснефтепродукт" станция обеспечивает транспортировку светлых нефтепродуктов в районы Восточной и Западной Сибири и на Дальний Восток. Всего в составе ОАО находится шесть перекачивающих станций и столько же пунктов налива в железнодорожные и автомобильные цистерны. Емкость резервуаров топлива составляет свыше 627 тыс кубометров, а общая протяженность трубопроводов — более 1,1 тыс километров.

Что касается "Маник", компания со станции в "Сокуре" перевозит ГСМ внутренним потребителям региона — АЗС, сельхозпроизводителям. Также нефтепродукты отсюда перевозятся в Алтайский край и на территорию Кемеровской области.

— Кто закажет, тому и везем, в тендерах участвуем. Может, появятся дополнительные клиенты, возможно и объем появится после открытия завода, но, по сути, будет просто переориентация, — считает Демченко.

Он сомневается, что появление в регионе нового НПЗ значительно скажется на цене бензина.

— В той же Казани столько нефтеперерабатывающих заводов, а бензин там дешевле всего на 20 копеек. Если это принципиально, то и у нас подешевеет на 20-30 копеек, не больше. Дешевле чем на бирже его все равно никто продавать не будет, — сказал собеседник.

Добыча

Впрочем, у Новосибирской области, по мнению ученых, ест перспективы не только в переработке, но и добыче нефти. Директор Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН академик Михаил Эпов ранее говорил Infopro54, что самое крупное месторождение нефти в регионе, где добыча сейчас не превышает 400 тыс тонн в год, нуждается в доразведке и разработке с применением новых технологий, а извлекаемых запасов в нем еще не менее 10 млн тонн. По мнению академика, разработка Верх-Тарского месторождения удачно сочетается с планами по строительству в Куйбышеве НПЗ. Тогда он будет получать нефть не только из других регионов Западной Сибири, но и добытую рядом.

На пресс-конференци и весной заместитель губернатора Сергей Семка сообщал, что по результатам прошлого года уровень добычи нефти в регионе снизился и составил почти 388 тыс тонн, что на 26 % меньше, чем было добыто в 2014 году. В этом году, по данным министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, также будет снижение объемов добычи — до 305 тыс тонн.

В 2008 году на месторождении был зафиксирован рекордный уровень добычи — более 2 млн тонн. На территории области нефтедобычей сегодня занимается только одна компания — ОАО "Новосибирскнефтегаз" (входит в НК "Нефтиса"). В 2015 году компания ОАО "Новосибирскнефтегаз", следует из ее годовой отчетности, добыла 328 тыс тон нефти при плане 368,6 тыс тонн. Для сравнения, в 2013 году добыча нефти составляла 374 тыс тонн., в 2014 — 302,9 тыс. Чистая выручка компании в 2015 году составила — 4,8 млрд рублей (в 2014 — 4,5 млрд, в 2013 — 5,18 млрд), чистый убыток — 316 млн рублей (в 2014 — 320,7 млн, в 2013 — 392 млн).

"Новосибирскнефт егаз" является правопреемником ОАО "Северноенефтега з". По итогам первого квартала прошлого года в "Северноенефтега з" добыча и реализация нефти составила 60,2 тыс тон, что соответствует плану. В 2013 году компания реализовала нефти на 190,9 млн, в 2014 — на 221,5 млн рублей. Чистая выручка за первый квартал 2015 года составила 870,8 млн ( в 2013 — 2,5 млрд, 2014 — 2, 9 млрд), чистый убыток — 105,5 млн (в 2013 — прибыль составила 582 млн, в 2014 — 1,4 млрд).

В 2015 году объединенная компания вела строительство новых скважин. На месторождениях "Новосибирскнефтегаза" и "Северноенефтегаза" построено по две скважины. В 2016 году объединенная компания намерена добыть 305 тыс тонн нефти, получить выручку от реализации 4,5 млрд, чистый убыток — 750,7 млн рублей.

Нефть, добываемая на наиболее разработанном месторождении "Новосибирскнефтегаза" — Верх-Тарском — по своим свойствам очень близка к марке Brent и характеризуется высоким качеством с минимальным количеством примесей. Верх-Тарская нефть малопарафинистая, малосернистая. При ее переработке выход светлых фракций на 25% выше, чем в среднем по РФ. Перспективы ресурсы лицензионных участков ОАО "Новосибирскнефтегаз" исчисляются в 20 миллионов тонн нефти, остаточные запасы на разрабатываемых нефтяных месторождениях составляют 19 миллионов тонн, которые располагаются в пластах юрских отложений.

По словам Семки, акционеры компании приняли решение вкладывать средства в другие виды бурения, в дополнительное обустройство всех трех месторождений, где идет добыча. Планируется, что объем вложений составит почти 1 млрд рублей.

В прошлом году распоряжением новосибирского губернатора была создана рабочая группа по содействию реализации проекта НПЗ "Барабинский" в Куйбышевском районе. Здесь предполагалось производить автомобильные бензины, соответствующие классу Евро-5, дизельные топлива, газ, сжиженный газ, керосин, масла.

Кроме того, в настоящее время в рабочем поселке Коченево ООО "ВПК-Ойл" реализует проект по модернизации нефтеперерабатывающего завода. Планируется, что в 2017 году предприятие будет выпускать бензин класса "Евро-5", в 2018 году компания перейдет на выпуск дизельного топлива аналогичного класса, сообщал Семка.

"ВПК-Ойл" сегодня является единственным в регионе нефтеперерабатывающим предприятием. Завод мощностью переработки 50 тыс тонн нефти в год был введен в эксплуатацию в 2007 году. Осенью 2014 года компания завершила реализацию проекта по реконструкции производственных мощностей, что позволило увеличить объем переработки нефти до 500 тыс тонн в год. При участии китайского инвестора "ВПК-Ойл" планировала нарастить мощность переработки до 1,8 млн тонн через пять лет. Объем инвестиций в проект оценивался приблизительно в 500 млн долларов.

Точка зрения

Андрей Шимкив, председатель Законодательного собрания Новосибирской области

— На минувших выходных в России отмечался День работников нефтяной и газовой промышленности. Самый крупный представитель отрасли в Новосибирской области — АО "Газпромнефть-Новосибирск". Я возглавлял эту компанию почти 10 лет, а в целом, проработал в ТЭК региона и страны около 20 лет, реализовывал бизнес-проекты в Сербии, в Москве… Почти пятитысячный коллектив Газпромнефти не раз входил в "Топ-100 сибирской экономики.

В сентябре прошлого года, после того, как меня выбрали спикером Законодательного Собрания Новосибирской области, я был обязан уволиться с должности руководителя коммерческой компании, но не могу не признать, что работа в отрасли дала мне многое. Здесь я понял, что такое ответственность руководителя, и жесткая дисциплина, здесь меня научили "принимать сто решений в минуту", но по-другому на производстве нельзя.