12/11/2015
Дмитрий Верховод: инновациям нужен системный подход во всем
735 СО РАН Академпарк РАН Власть Технопарки Интервью Новосибирск Какие проблемы приходится решать молодым и сравнительно опытным инноваторам в Новосибирске, зачем компаниям объединяться в кластеры и что необходимо, чтобы по-настоящему запустить импортозамещение, корреспонденту "Честного слова" в рамках проекта "Инновации: достижения и проблемы" рассказал генеральный директор Академпарка Дмитрий Верховод
Развитие идет по плану
Академпарк — единственный в России технопарк, выполнивший все первоначально заявленные планы, которые создавались для вступления в госпрограмму.
Конечно, не обошлось без корректировок, неизбежных при воплощении любого проекта в жизнь, а часть из запланированного пусть не отменили, но отодвинули на какой-то срок. Но Дмитрию Верховоду и его команде есть чем гордиться: заявленная миссия по развитию инновационного предпринимательства, обеспечению наилучших условий для развития действующих компаний и созданию системы непрерывной генерации новых компаний, выполнена.
— В новосибирском Академгородке еще до появления технопарка сложился масштабный и развитый инновационный бизнес, — рассказывает Дмитрий Бенедиктович. — Выяснили, что ему мешает развиваться, и поставили задачу эти ограничения снять. В частности, нужно было создать бизнесу жизненное пространство. Сейчас здесь все принадлежит Академии наук. И компании вынуждены искать место, где разместиться. Вариантов немного: на задворках институтов, где-то в гаражах, подсобных помещениях. А чтобы бизнес мог развиваться, нужно создать возможность арендовать площади на понятных, долгосрочных и экономически обоснованных условиях, либо они должны иметь возможность строить самим, при этом не занимаясь вопросами земли и коммуникаций. Эту задачу решили.
По словам Верховода, сейчас в рамках развития Академпарка построено 85 тысяч квадратных метров площадей, из которых часть сдается в аренду, а на другой владельцем зданий является бизнес, так как строительство шло за счет компаний.
— Зачем технопаркам технологические центры? Насколько они нужны малому и среднему бизнесу?
— Это сервисы, которые позволяют создавать инновационные продукты без капитальных затрат для компаний на стены, станки, оборудование, получая все необходимое как услугу. По сути, нужно только прийти, заплатить — и вам все сделают. Создали четыре центра для каждого кластера: приборостроение, нанотехнологии и новые материалы, биотехнологии и биомедицина, информационные и телекоммуникационные технологии.
Третья задача, которую ставили перед собой организаторы Академпарка, — создание условий для социального развития компаний — обеспечение жильем.
— Сейчас мы строим большой коттеджный поселок, где есть как отдельные дома, так и квартиры в многоквартирных домах. До этого было две программы обеспечения резидентов Академпарка ипотечным жильем. Кроме того, есть арендное жилье на очень доступных условиях.
Но самое главное, по словам Дмитрия Верховода, состоит в том, что в Академпарке была создана система постоянной генерации инновационных компаний.
— Она начинается с летних и зимних инновационных школ, победители которых получают места в наших бизнес-инкубаторах. Сейчас у нас работает три специализированных бизнес-инкубатора, в которых создано 180 рабочих мест по трем направлениям: приборостроение, IT и биотехнологии. Эта система фантастически успешно работает: за время деятельности школ получили более ста новых инновационных компаний, которые полностью, с нуля возникли на нашей площадке.
Кстати, компании, попавшие в систему Академпарка, имеют выживание свыше 80 процентов. Секрет в том, что они рождаются не в чистом поле, а в среде, готовой их поддержать и помочь. Всего среди резидентов Академпарка 340 инновационных компаний, из которых 108 стартапов.
Надо все и сразу, здесь и сейчас
— Какие же задачи остались нерешенными?
— Мы рассчитывали, что наша площадка станет интересной и привлекательной для крупного российского и зарубежного бизнеса. Традиционно технопарки создаются вокруг крупных компаний либо являются привлекательными для крупных компаний, которые открывают там свои офисы и активно используют малый и средний инновационный бизнес для решения своих задач. У нас есть крупные компании, но они не играют той роли, на какую мы рассчитывали, а те, кого планировали сюда привлечь, не пришли. Причины и общеэкономические, и политические.
Российским корпорациям, по большому счету, инновации не нужны, они в них не заинтересованы, так как находятся в абсолютно неконкурентной среде. А международные компании какое-то время присматривались, но из-за сложившейся политической ситуации не приходится рассчитывать, что они массово побегут к нам.
— Играет ли роль территориальная удаленность от столицы?
— Безусловно. Крупный международный бизнес активно присутствует в Санкт-Петербурге, Москве. А чтобы прийти сюда, им нужны очень веские основания, которых они пока не видят или еще не видят. В Академгородке международный бизнес есть, но с технопарком это не связано.
— Как участвуют институты Сибирского отделения Российской академии наук в создании инновационного бизнеса?
— Это еще одна проблема. Наши институты в этот процесс вовлечены слабо. Первоначально нам представлялось, что основной поток новых инновационных компаний будет рождаться именно в институтах СО РАН и будет связан с коммерциализацией научных разработок, с выходом институтов на рынок со своими разработками и продуктами.
Процесс этот, конечно, идет. У институтов есть возможности создавать малые инновационные предприятия, но это не стало массовым явлением.
— В чем причина?
— Их несколько. Есть некая косность, инерционность, недостаточная мотивированность ученых. Создавая эти предприятия, институты не очень представляют, какая в этом выгода. Потому что процесс этот небыстрый и непростой. Но все мы забываем, что создание подобного пространства для развития инновационного бизнеса во всем мире происходит неспешно. Яркий пример — зоны развития София-Антиполис на Лазурном берегу. Этот наукоград создавался 15 лет. Теперь, спустя 40 лет, это основной драйвер экономики французского Лазурного побережья. Нам же нужно, чтобы все было здесь и сейчас. Люди должны понять свой интерес.
Вырастить бизнес с одной лишь идеей
— С какими проблемами приходится сталкиваться вашим резидентам?
— У разных отраслей разные пороги входа на рынок. Предельно безбарьерные механизмы — у айтишников. Им часто ничего не нужно, кроме стола, стула и компьютера. Но и конкуренция в этой сфере самая высокая. Выйти на рынок легко, а удержаться очень сложно. Очевидно, что самые тяжелые пороги у компаний, занимающихся биотехнологиями и наноматериалами. Там требуется много специальной инфраструктуры, оборудования. Выход на рынок с медицинскими препаратами требует многолетней сертификации, испытаний и так далее. Но там, если ты прошел эти ступени, почти наверняка на этом рынке состоишься.
— И как им может помочь Академпарк?
— Наша технологическая инфраструктура позволяет создавать готовые для рынка продукты, не имея за душой ничего, кроме самой идеи и соответствующих навыков. Яркий пример: два молодых человека за два года создали прибор, который сейчас изготавливается как в России, так и за рубежом, в Китае, и продается десятками тысяч штук. У них ничего не было. Получив помещение и доступ ко всей инфраструктуре, изготовили первый прототип, второй, потом промышленный образец. Им помогли создать весь комплект производственно-технологической документации. Они его просто отдали производителю и теперь получают готовое изделие, которое и продают. У них была уникальная возможность начать бизнес, не нанимая рабочих, не покупая станки, не осваивая какие-то технологические процессы.
— Что еще тормозит развитие инновационных малых предприятий?
— Финансирование. Да, существует господдержка. Например, из фонда Бортника (фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере), в 2015 году наши компании уже получили 184 миллиона рублей. Есть и другие меры. Но кредитование, то, что во всем мире является основным источником финансирования, у нас практически недоступно. 18 — 20 процентов годовых — непосильная ноша для малого бизнеса, тем более начинающего.
Кроме того, не хватает инвестиций. А без них не будет никакого развития и импортозамещения. Эту ситуацию изменить невозможно. В нынешней ситуации им взяться неоткуда.
— Расскажите про перспективы кластерного развития для малого и среднего инновационного бизнеса.
— Зачастую это выход для малого бизнеса, когда отдельно взятой компании выйти на рынок порой невозможно. К примеру, если она производит не конечный продукт и он должен быть встроен в какую-то цепочку кооперации. Создание кластеров, в том числе IT, позволяет объединить усилия целого ряда компаний и выйти на рынок с полноценной продукцией. Технопарк помогает создавать кластеры, собирать цепочки.
Есть инжиниринговый центр IT кластера, который позволяет создать продукты высокого уровня готовности. Главная задача мультиплатформенного центра тестирования программных продуктов состоит в том, чтобы те продукты, которые выходят на рынок, имели высокую степень надежности, защищенности. Услуги центра позволяют эти проблемы решить. В процессе работы возникает кооперация, которая приводит к рождению больших групп компаний.
— Есть конкретные примеры?
— Одна из последних инициатив, которые сейчас заявляем, — это создание национальной платформы промышленной автоматизации. Дело в том, что в настоящий момент на рынке автоматики РФ отечественной продукции всего два процента. Целая группа наших компаний поставила задачу создать продукт, по качеству не уступающий мировым грантам типа Siemens, но при этом полностью открытый, декларированный, защищенный, не содержащий никаких закладок.
Это уникальная возможность для самых широких сфер применения в энергетике, станкостроении, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в любой отрасли, где используются различные средства автоматизации. Это кластерный продукт, разрабатываемый благодаря кооперации самых разных наших резидентов. Есть компании, занимающиеся разработкой операционных систем, платформ самого базового уровня, часть делает непосредственно саму автоматику, железо, другие занимаются безопасностью и обеспечением современного уровня безопасности продуктов.
— Рынку это интересно?
— Текущая ситуация, когда вопрос безопасности и защищенности должен стать определяющим, дает им колоссальный шанс. Тем более по качеству и по удобству наши системы лучше. Сейчас предстоит борьба, чтобы вытеснить с рынка иностранные компании и занять их место.
Ирина РОМАНЮК,
"ЧЕСТНОЕ СЛОВО"