Выборы нового президента РАН: ожидания и нововведения | Построй свой дом
Построй свой дом

Выборы нового президента РАН: ожидания и нововведения

13/04/2017 Новости РАН

Выборы нового президента РАН: ожидания и нововведения

237 РАН Выборы Аналитика ​Выборы нового президента РАН состоятся на протяжении недели после открытия специального по этому поводу Общего собрания РАН 25 сентября нынешнего года.

Об этом рассказал временный президент академии Валерий Козлов, сославшись на принятое ныне решение президиума РАН. Президиум проголосовал за положение о порядке выборов главы академии, а также определился со сроками. Выдвижение кандидатов должно пройти до 25 июля, далее будут решаться технические и документальные вопросы, кандидаты в это время будут представлять и агитировать за свои программы. Даже более демократично, чем было прежде, подчеркнул Валерий Козлов, хотя, в общем, и раньше закрытость для этой процедуры была не характерна.

В качестве одного из демократических нововведений, рассказал нынешний глава академии, введен инструмент дополнительного выдвижения кандидатов. Раньше их обсуждали, выдвигали, снова обсуждали и выдвигали окончательно на собраниях отделений РАН — как тематических, так и территориальных. Дальше списки шли в президиум академии, который утверждал их, одновременно выбирая из них самого симпатичного для себя кандидата. Он считался кандидатурой президиума, и да, мог в каком-то смысле считаться фаворитом.

Выборы по отделениям остаются, а вот президиум от своего права отказывается. Зато в дополнение к прежнему порядку решено, что своего кандидата могут также предложить любые группы академиков и членкоров численностью не менее 50 человек. Таким образом, своих людей в руководство могут выставлять всяческие формальные и неформальные объединения членов академии.

Скажем, "Группа 1 июля", решительные противники мертворожденной реформы РАН от 2013 года. Или, например, сторонники президента Курчатовского института Михаила Ковальчука, сильного ученого и умелого научного администратора, у которого, однако, как-то издавна не сложились отношения с академической общественностью. И та его не раз прокатывала даже с избранием в действительные члены РАН, так и оставляя членом-корреспондентом. Злые языки по этому поводу утверждали еще с дюжину лет назад, что кое-кто в академии сильно боялся, что Ковальчука тогда изберут президентом. С подачи другого президента — страны.

Значит, теперь его сторонники смогут выдвинуть своего представителя, сторонники более "системных" оппозиционеров — своих, кто-то еще — своих. Словом, из академии получается некое подобие Государственной Думы, где разные фракции борются за свои креатуры в руководстве. Что ж, тоже вариант.

Однако подчас в настроениях академической верхушки — да и в словах президента Козлова — проскальзывает что-то вроде китайской фонетики. Или вьетнамской — у кого там в языке один и тот же иероглиф может означать разные понятия в зависимости от того, с какой интонацией будет произнесен.

В данном случае написанный "иероглиф" — что кандидатов может быть сколько угодно. Но вот в интонациях слышится сомнение: а удастся ли кого-то выбрать? "Не думаю, что получим избыточное число кандидатов, — рассудил академик Козлов. — Это дело ответственное". Понимай, как знаешь, но с правильной интонацией получается: выдвинуть-то можно, но люди ответственные могут и не решиться взять эту высокую честь.

Неизвестно, в частности, будет ли снова баллотироваться в президенты РАН Владимир Фортов.

Или — тоже лейтмотив — а действительно выдающихся ученых найдем ли, чтобы все сказали: да, вот этого — нельзя было не выбрать? Опять — мелодика интонаций само собою подводит к опасению, что — нет, такой глыбы в академии наук сегодня нет.

Перед прошлыми выборами много говорили об академике Евгении Каблове, перечисляя все плюсы: молодой — 1952 года, продуктивный ученый, гендиректор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ФГУП "ВИАМ"), на разработках которого летают перспективные отечественные самолеты и кое-что еще, о чем болтать не надо. Но сегодня о нем подобных разговоров что-то не слышно, а сам он определен в некие "оппозиционеры"…

Или взять академика Анатолия Деревянко. Ученый не просто с мировым именем, а вписавший его в историю: открыл не более не менее как новый вид доисторического человечества. Но — тут возраст…

Мирового уровня ученый сам Валерий Козлов. Но он, по собственным словам, свой вариант не рассматривает.

А главное — все же видели, как больно и упрямо грызли его все три года люди, влияющие на государственную научную политику и на позицию президента Путина в этом вопросе. Ведь немалые люди — представители элит, мнения и желания которых не учитывать нельзя. Путин — не Сталин, да и тот, если по совести, все равно сидел на плечах своей команды…

В общем, интонации. Кругом интонации, а внятной политики в отношении РАН у государства как не было, так и нет. Как и в отношении науки в целом.

И вот кому надо в таких условиях взваливать на себя такой груз — рулить махиной академии в полном концептуальном тумане, руководствуясь только отзвуками двусмысленных интонаций? Тут впору гидроакустика с подводной лодки в президента академии наук выбирать — в самый раз будет. Был такой однажды — не подводник, но один из отцов советского атомного подводного флота Анатолий Александров. Сумел пройти пусть от юнкера в белой армии барона Врангеля до президента академии наук.

Есть ли такой же сегодня в рядах академиков — хотя бы такого же уровня? Похоже, ответ есть у всех, и он не слишком оптимистичный. Во всяком случае, нынешнее положение с выборами рассматривается как единичное. Только на 2017 год. Что будет дальше, какая будет формула потом — решать уже новому составу руководящих органов академии: новому президенту, новым вице-президентам, новому президиуму. А утверждать эти решения будут "большой" президент и правительство.

Но даже тут — судя все по тем же смыслоразличительным тонам — нет полной уверенности, что выборы пройдут гладко. На президиуме РАН, как рассказал Валерий Козлов, выработано даже отдельное решение на случай, если все выдвиженцы вдруг снимут свои кандидатуры на Общем собрании. Как это вышло на недавно с треском завершившемся.

"Если кандидаты опять откажутся, — сказал президент РАН, — то тогда по решению собрания будут определены сроки новых выдвижений прямо на собрании. По отделениям, сядут в отдельных помещениях и выдвинут новых. Чтобы кто-то оказался в результате выбранным".

То есть как в случае с римским папою? — поинтересовался наш корреспондент. Пока не изберут нового, из курии никто не выйдет?

"Ну, на такой ранг мы не замахиваемся", — ответил Валерий Козлов. "Все же у нас традиции только 300 лет, а у Ватикана гораздо подольше будет. Но идем в том же направлении…"

Александр Цыганов