«Магия зверя» Доминика Молля между деревенским детективом и кибертриллером | Построй свой дом
Построй свой дом

«Магия зверя» Доминика Молля между деревенским детективом и кибертриллером

«Магия зверя» Доминика Молля между деревенским детективом и кибертриллером

Паутина без линейности

В прокат вышла криминальная драма Доминика Молля «Магия зверя», премьера которой состоялась в прошлом году на Венецианском кинофестивале. Нелинейная история, рассказанная в духе «Расёмона», в конце концов, по мнению Юлии Шагельман, оказывается не столько крепко сбитым детективом, сколько печальной повестью о том, что от судьбы не уйдешь.

Где-то в Африке (в столице Кот д’Ивуара Абиджане, если стремиться к точности) молодой парень с живой козой за плечами едет на мопеде по пыльным улицам. Он собирается нанести визит местному колдуну Папе Сану (Кристиан Эзан), который, как сто, двести и тысячу лет назад, готов за небольшое (или так только кажется поначалу) приношение сторговать у духов удачу в делах, деньгах и любви.

Однако фильм, поставленный по одноименному бестселлеру Колина Нила (сценарий написал сам режиссер Доминик Молль вместе со своим постоянным соавтором Жилем Маршаном), весьма далек от этнографической зарисовки о жизни в бывших французских колониях. С Берега Слоновой Кости действие почти сразу переносится в заснеженные горы Центрального Массива — региона на юге Франции, где, если верить картине, на многие километры вокруг только пустота, ветер, холод и одиночество. Здешние пейзажи, намеренно или нет, чем-то похожи на просторы Миннесоты из «Фарго» братьев Коэнов: и события, и герои по ходу фильма тоже не раз напомнят типично коэновские коллизии.

«Магия зверя» разбита на пять глав, названных по именам центральных персонажей, и все они, как мы постепенно узнаем, имеют отношение к главной загадке — исчезновению в тех самых горах богатой парижанки Эвелин Дюка (Валерия Бруни-Тедески), приехавшей провести время в своем деревенском доме, да сгинувшей во время снежной бури. Первой ее брошенную машину замечает на обочине дороги Алиса (Лор Калами), социальная работница, ездившая навещать одного из своих подопечных, а по совместительству любовника, Жозефа (Дамиен Боннар), странноватого молчаливого парня, проживающего на отшибе в компании собаки. У Алисы имеется также муж, фермер Мишель (Дени Меноше), похожий на Жозефа как брат родной — такой же немногословный и не склонный к проявлениям нежности. Пока жена курсирует по округе, он просиживает целые дни в импровизированном «офисе» на задах коровника, якобы занимаясь счетами. Однажды вечером Мишель является домой с разбитым носом, и Алиса решает, что ее мужчины наконец вошли в прямую конфронтацию, но, казалось бы, причем здесь пропавшая дама, которую никто из них толком не знал?

Ответы на этот и другие вопросы будут открываться постепенно, по мере того как история переключается с точки зрения Алисы сначала на Жозефа, потом на юную официантку Марион (Надя Терешкевич), приехавшую в эти бесприютные края в поисках любви и тепла и не знающую, что здесь именно они в страшном дефиците. Однако каждый вставший на место кусочек головоломки одновременно порождает новые загадки, пока картина не делает круг и не возвращается туда, откуда началась,— в Африку, к новому клиенту Папы Сану, Арману (Ги Роджер Н’Дрин), еще одному желающему получить у судьбы все и сразу.

Так деревенский детектив превращается в международный кибертриллер, а люди с разных континентов оказываются в прямом смысле повязаны мировой паутиной. На этом месте картина несколько меняет тональность: меланхолия и некоторая даже мелодраматичность первой половины уступает место иронии и черному юмору, хорошо знакомым по таким фильмам Молля, как «Гарри — друг, который желает вам добра» (2000) и «Новости с планеты Марс» (2016). Впрочем, на этот раз он вполне снисходителен к своим героям, находя если не оправдания, то объяснения даже для самых глупых и неприглядных их поступков. В конце концов, все они — и несчастная Эвелин, и наивная Марион, и не вписывающийся в «нормальный» мир Жозеф, и потерявшиеся в поисках родственной души Алиса и Мишель, и Арман, руководствовавшийся самыми что ни на есть материальными и вполне циничными соображениями,— попали в ловушку собственных желаний, расплатиться за выполнение которых рассчитывали как-нибудь потом. Однако не зря же Папа Сану предупреждал, что требовать, не отдавая ничего взамен, может быть очень опасно,— и география тут ничего не меняет.

Источник