Осенние планы российских фестивалей | Построй свой дом
Построй свой дом

Осенние планы российских фестивалей

Осенние планы российских фестивалей

Посткарантинные танцы

Пандемия, зачеркнувшая весенние и летние фестивали, не обескуражила балетных и танцевальных директоров: свои программы они надеются реализовать осенью. Однако первой — уже на этой неделе — на сцену выходит общенациональная «Золотая маска», не пожелавшая отменять конкурс сезона-2018/19 и готовая показать Москве оставшихся номинантов в разделе «Современный танец». Татьяна Кузнецова разбирается в череде обещанных событий.

Формально «Золотая маска» возобновилась летом: первый конкурсный просмотр живого спектакля — «Ревизора» Театра драмы имени Пушкина — прошел в Пскове в конце июля. 29 августа жюри отправляется в Петербург отсматривать работы БДТ имени Товстоногова, и с этого дня показы пойдут бесперебойно до 30 октября, когда в концертном зале «Зарядье» наградят победителей. «Маска», конечно, пострадала: почти все многолюдные спектакли в Москву не приедут — судить их будут на месте, в стенах родных театров. Первое «масочное» представление в столице состоится только 13 сентября: казанский «Алиф» покажет 40-минутную оперу «Аллюки». Современный танец нагрянет в Москву в начале октября. Что до балета, то петербуржцы приезжали в столицу в прошлом сезоне, а Большой и Музтеатр Станиславского успели показать своих номинантов до пандемии. Правда, мы не увидим сильных екатеринбуржцев и пермяков, так что вердикт судей придется принять без комментариев.

Еще одна жертва карантина, петербургский весенний фестиваль Dance Open, проявив невероятные решимость и изворотливость, почти всю международную программу перенес на осень, растянув показы с октября по декабрь. До сих пор все гастролеры упорно стоят в афише: и лионский хип-хоп, и Балет Дортмунда с прогремевшим «Сном в летнюю ночь» молодого веселого Александра Экмана, и испанское фламенко, и интернациональный звездный гала. И главная приманка: российская премьера «Дон Жуана» на оригинальную музыку Марка Альвареса в постановке замечательного шведа Йохана Ингера и в исполнении итальянского Aterballetto.

Серьезный урон претерпел фестиваль Дианы Вишневой Context, собиравшийся поразить, в частности, свежим канадским «Ревизором» в постановке Кристал Пайт,— его нам обещают привезти на следующий год. Пока же предъявят традиционный конкурс молодых хореографов: состязание финалистов пройдет 14 октября. На ноябрь намечены гастроли Пермского балета с «Шутом» — дягилевским балетом, возвращенным из небытия хореографом Алексеем Мирошниченко, и его же «Шахерезадой» — под сказочную музыку Римского-Корсакова хореограф рассказал реальную историю последнего шаха Ирана и его жены, красавицы Фарах. А вот приедут ли белорусы с современным опусом «Воздух», похоже, зависит не от вируса.

Осенний петербургский «Дягилев P.S.» сделал в этом году ставку на международную выставку «В круге дягилевом»; картины легче людей пересекают границы. Ее дополнит «Габриэль Шанель» в исполнении Светланы Захаровой — балет про верную подругу импресарио и спонсора его «сезонов» поставил Юрий Посохов. Удивлять же собираются «Лебединым озером». На четырехактный балет, копродукцию с фестивалем, отважился Анжелен Прельжокаж, бывший enfant terrible, ныне классик французского балета. Если труппа из Экс-ан-Прованса прорвется на берега Невы, французское «Лебединое» в Петербурге увидят раньше, чем в Канне.

Кстати, каннский осенний фестиваль, которым рулит Брижит Лефевр, «железная леди» французского балета, отнюдь не спасовал перед вирусом, но растянул свои мероприятия с ноября до конца марта. Французских трупп в программе всего три, четырем остальным придется пересекать границы и даже океаны, как, например, лос-анджелесской компании Бенжамена Мильпье. Он привезет в Канн собственную версию «Ромео и Джульетты» с разными составами на все гендерные вкусы.

Храбро держится танцевальный Монпелье. Его бессменный директор и куратор Жан-Поль Монтанари не стал откладывать празднование 40-летия фестиваля: передвинул летний фестиваль на осень. И хотя в афише преобладают французы, фестиваль со своей дюжиной участников все же представляет Европу в целом. А вот старейшая и мощная Лионская биеннале спасовала бесповоротно, пригласив своих гостей собраться в следующем году.

Разные страны, разные фестивали, разные приоритеты. В России, массово подсевшей на современный танец / балет лишь в последнее десятилетие (даром что к западному танцавангарду ее приучали с начала 1990-х), директора-кураторы стараются еще и просвещать публику, внедряя в свои программы знаковые имена и культовые спектакли. Но сегодня всех — и нас, и иностранцев — объединяет общий курс: побыстрее воссоединиться со своим зрителем. Только они больше боятся вируса, а мы — закрытых границ.

Источник