Светлана Лобода как зеркало пандемического сумасшествия | Построй свой дом
Построй свой дом

Светлана Лобода как зеркало пандемического сумасшествия

Светлана Лобода как зеркало пандемического сумасшествия

Не было бы вирусности, да вирус помог

Самым обсуждаемым музыкальным видео первого полугодия 2020 года стал ролик Светланы Лободы «Boom Boom». Трудно вспомнить, когда в последний раз произведение легкого жанра вызывало подобный накал страстей. О том, что сегодня нужно сделать исполнителю и его продюсерам, чтобы создать вирусный эффект и заставить себя обсуждать, на примере клипа «Boom Boom» рассказывает Борис Барабанов.

Песня «Boom Boom» — обычный летний трек, который мог бы остаться частью музыкального фона, а то и вовсе не обратить на себя внимание. Но в первый же день после релиза (он был опубликовал в YouTube 30 июля) его стали активно обсуждать в соцсетях и СМИ. Причиной было резкое отторжение, которое продемонстрировала часть аудитории, причем сразу на нескольких площадках.

«Что объединяет участниц нового клипа Лободы? Самовлюбленное упоение пошлостью»,— написал на своей странице в Facebook журналист и продюсер Михаил Козырев. У его поста сейчас 1,1 тыс. лайков и 189 комментариев. Господин Козырев ранее не был замечен в интересе к отечественной поп-музыке как таковой и до оценок конкретных образцов жанра снисходил редко, как и до оценок творчества Светланы Лободы. В дискуссии, которая развернулась под его постом, приняли участие режиссер Алексей Герман-младший, телеведущая Ксения Собчак, ЛГБТ-активист Карен Шаинян, продюсер Алена Михайлова и еще целый ряд публичных персон, которых «в обычной жизни» тоже мало что объединяет. Присоединилась к дискуссии и продюсер певицы Нателла Крапивина.

Тем временем с клипом активно знакомилось YouTube-сообщество. Росло количество просмотров, и соотношение лайков и дизлайков вряд ли можно было расценивать как комплимент для артиста. Сейчас это соотношение составляет соответственно 193 тыс. против 386 тыс. Еще в самом начале баталий продюсер обозначила в одной из веток обсуждения клипа: «Меня совсем не парят дизлайки! Монетизация, она нынче такая».

Имелось в виду, что дизлайки дизлайками, но любые просмотры приносят артисту деньги. Хороший пример — недавний случай с клипом Моргенштерна «Пососи». Почувствовав неладное на старте, рэпер призвал поклонников ставить больше дизлайков и по достижении антирекорда пообещал выпустить дуэт с Элджеем «Cadillac». За четыре дня клип «Пососи» набрал 15 млн просмотров, и 1,6 млн из них составляли просмотры «с пальцем вниз». А оперативно выпущенный «Cadillac» ожидаемо стал суперхитом. Так вывернуться еще надо уметь.

Помимо дискуссий на страницах «высоконравственных мужей» (как назвала критиков клипа «Boom Boom» госпожа Крапивина) и негативной реакции YouTube-комментаторов новое видео захейтили некоторые крупные Telegram-каналы, никогда ранее о летних шлягерах не писавшие. Все это создало очень неоднозначный фон для песни, а заодно заставило задаться вопросом: почему именно это, а не какое-либо иное видео вызвало такой шум? Ответ: создатели клипа сумели задействовать все существующие механизмы привлечения внимания. Плотность мемов, звезд и удачных чужих находок зашкалила и стала взрывоопасной.

Как изменилась музыкальная индустрия за время пандемии

Сюжет клипа, за креативную часть которого отвечал комик Александр Гудков, представляет собой кастинг, в ходе которого в кругу восседающих в креслах серьезных господ появляются яркие и нестандартные женщины, а мужчины выставляют каждой из них оценку. Клип не о том, как вскружить голову мужчинам. Он о том, как в буквальном смысле взорвать им мозг. «Дикая и неожиданная смесь гротеска и тиктока, феминистский манифест и музыкальный хоррор, ведьмин дух «Суспирии», сплетенный с садизмом «Видеодрома», шокирующие перевоплощения любимых селебрити!» — провозглашал пресс-релиз к видео.

К TikTok апеллировали повторяющиеся движения героинь, которые, как предполагалось, должны были запустить соответствующие челленджи в популярной соцсети. В этих движениях многие комментаторы немедленно усмотрели сходство с клипами группы LIttle Big, на что у Нателлы Крапивиной был заготовлен ответ: «Синхронные «вирусные» движения мы используем уже лет десять». Вообще, кадров, которые «что-то напоминают», в клипе огромное количество. Круглый стол с мужиками вызывает в памяти клип DJ Shadow «Nobody Speak», рэпер на фоне огромных тверкающих ягодиц — «Tip Pon It» Шона Пола, общий акцент на сексапильность — клипы Maruv и т. д. Впрочем, цитаты — последнее, что можно вменить в вину поп-артисту. В конце концов, вся современная массовая культура — один большой пестрый коллаж.

Собрать «любимых селебрити» в одном кадре — прием нехитрый, но в силу сегодняшней механики соцсетей заведомо продуктивный. На экране помимо Светланы Лободы и упомянутой выше Ксении Собчак — звезды соцсетей Ида Галич, Дина Саева, Мария Миногарова, Карина Кросс, Чума Вечеринка и Верона, актрисы Екатерина Варнава и Варвара Шмыкова, drag queen Лорина Рэй, рэпер Pharaoh, певица Лолита Милявская, модельер Бичолла Тетрадзе, телеведущая Юлия Коваль и др. Суммарный счет подписчикам их социальных сетей идет на десятки миллионов. И в каждом аккаунте был опубликован клип «Boom Boom». Эта ковровая бомбардировка просто не могла не возыметь эффект.

Светлана Лобода как зеркало пандемического сумасшествия

Карина Кросс о музыкальной жизни в TikTok

Участие рэпера Pharaoh (Глеб Голубин) стало скорее курьезом — он зачитал всего несколько строчек на фоне тех самых ягодиц, но просмотров и общего хайпа, несомненно, добавил. Если Pharaoh, пусть ненадолго, привел под крылышко певице какую-то часть хип-хоп-аудитории, то Лорина Рэй напомнила о том, что хороший поп — это всегда в той или иной степени гей-поп. Драматург Валерий Печейкин даже разместил у себя в Facebook развернутый пост, посвященный «квир-кодам» в клипе Лободы. По его наблюдениям, «российскую драг-диву Лорину Рэй сбрасывают как слабое звено вместе с гей-иконой Лолитой и толстушкой».

«Интеллектуальный» слой «Boom Boom» помимо цитаты из Симоны де Бовуар, которой открывается история, включает в себя отсылки к Дали, Нилу Джордану, Беккету и уже упомянутой «Суспирии». Правда, обнаружить их легче, если тебе на них укажут. Создателей клипа не смущает то, что не все из зрителей готовы искать в летнем шлягере признаки артхауса или феминистского манифеста. Они бьют из всех орудий, целясь одновременно в инстаграм, феминисток, тренды YouTube, ЛГБТ-комьюнити, интеллектуалов и рэп-тинейджеров.

В VK, «Яндекс.Музыке» и Apple Music песня пока не вошла в топ-10, число просмотров «Boom Boom» в YouTube составляет на сегодняшний день 9 млн. Это много, но это не рекорд. Радиостанции, по информации “Ъ”, песню пока ротируют скромно. Музыкальные телеканалы показывают отредактированный, менее кровавый вариант ролика. Доходы от монетизации клипа на YouTube — коммерческая тайна, зато певица точно заработала на продакт-плейсменте: в клипе «Boom Boom» рекламируют помаду и энергетический напиток.

О том, конвертируется ли хайп в продажу билетов на концерты, мы узнаем, когда вернутся концерты. Очевидно, что на выходе из карантинной депрессии нашей публике хотелось встряски, и она получила ее в виде дикого и сумбурного ролика Лободы, который у одних вызвал рвотный рефлекс, а других привел в восторг. Первых, допустим, больше, но факт остается фактом — аудитории очень нужен был кто-то, кто заявил бы: плохие времена кончились, а теперь дискотека. Лобода как могла с этой социальной задачей справилась.

Источник