Удерживая «вагнеровцев» и не исключая их передачи Украине, белорусский президент Александр Лукашенко повышает свои ставки в торгах с Москвой и ведет себя ничем не лучше чеченских боевиков, захватывающих заложников. Кроме того, возникают вопросы по поводу дальнейшего проведения переговоров по Донбассу в Минске, поскольку Белоруссия утрачивает статус нейтральной страны в этих переговорах, выражая явную поддержку Украине. Об этом заявили опрошенные корреспондентом EADaily эксперты.
«Лукашенко сейчас повышает ставки в торге с Москвой и по существу скатился до уровня чеченских боевиков, которые захватывают заложников и обещают их освобождение в обмен на какие-то уступки. С его стороны имеет место явный шантаж Москвы. Он боится, что Москва не признает выборы, он видит, что поддержки со стороны Москвы нет. Москва занимала до данного момента нейтральную позицию, и я нахожу это неправильным. Уступки в течение многих лет привели к тому, что мы имеем сегодня», — заявил ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.
Заявляя о возможной выдаче задержанных Украине, Лукашенко показывает, что может стать с его заложниками, если Москва не выполнит его требований. «Существует известное правило — не вести переговоры с террористами, не идти на уступки с террористами. Иначе они будут дальше продолжать шантаж. Россия должна занимать жесткую позицию: никаких переговоров», — убежден он. Разбираться в ситуации, добиваться освобождения людей, по мнению Александрова, должны российские консульские работники. «Будет правильно, если Путин не поздравит Лукашенко на выборах. Наши власти, скорее всего, испугаются и не станут вместе с Западом признавать эти выборы нелегитимными и недемократичными, коими они являются, потому что там арестовывают кандидатов и разгоняют митинги», — сказал Александров.
Что касается статуса Минска на переговорах, то его статус как нейтральной площадки уже давно подпадает под сомнение.
«Его как посредника уже нельзя воспринимать всерьез. Минск служил не более чем площадкой во время переговоров. Ну а где их еще проводить? Трудно найти иное место для переговоров, если мы их хотим продолжать. Вопрос с Украиной нужно решать радикально и силовыми методами. То, что в 2014 году российская власть проявила политическую слабость и не смогла решить вопрос создания Новороссии, мы расхлебываем и сегодня. За все ошибки прошлого приходится платить высокую цену. Я считаю, что эти переговоры имеют характер театрального представления и большого смысла в них нет. А Лукашенко нужно перестать представлять нашим союзником. На самом деле он враг русского народа, он противник объединения русских и белорусов. Он препятствует объединению, поощряет и поддерживает Украину в ее противостоянии Донбассу. Он ведет себя как враг», — убежден эксперт.
По мнению экс-спикера парламента ДНР Андрея Пургина, Минск всегда являлся условно безопасной площадкой для переговоров.
«В документе от 5 сентября 2014 года, одном из основополагающих документов минского процесса, есть пункт о гарантиях безопасности. Это единственный документ, где гарантируется безопасность всем участникам переговорной группы в Минске. Но подписей минской стороны там не стоит, хотя во время подписания документа присутствовали представители МИД Белоруссии. Кроме того, мы прекрасно знаем, что ополченцы Донбасса преследуются в Белоруссии, что те, кто воевал на нашей стороне, остаются в Донецке и не могут вернуться домой», — сказал Пургин.
Он напомнил, что Минск — это не только Донбасс, это еще и карабахская площадка, да и в целом единственная площадка на просторах СНГ, которая традиционно используется для подобных переговоров.
«История с ЧВК взорвала ситуацию и актуализировала ряд вопросов. Если раньше на просторах СНГ Белоруссия считалась этакой Швейцарией, то звучащие теперь заявления подвергают это сомнению. Белоруссия перестала быть постсоветской Швейцарией в СНГ. Теперь со стороны Белоруссии должны были бы последовать заявления о том, готовы ли они гарантировать безопасность, подписанную в обозначенном документе или нет. Теоретически республики могут попросить у ОБСЕ и российской стороны как посредников гарантий безопасности. Но инициатива должна исходить от переговорной группы республик. В этом случае спасение утопающих дело рук самих утопающих», — убежден Пургин.
В случае передачи задержанных Украину, их, по мнению Пургина, однозначно ждет тюрьма, а возможно, и смерть. «Это все очень жестко. Закрытые СИЗО, застенки СБУ, которые не регламентируются ничем. Они подразумевают, что эти люди должны попасть в обмен. Но это довольно длительные юридические процессы, и все это время люди будут сидеть в тюрьме, подвергаться пыткам», — пояснил эксперт.
Дело, по его словам, даже не в том, что Украина усиливает свои позиции в части обмена удерживаемыми лицами, а в политической составляющей этого процесса. «Украина заявляет, что она воюет с Российской Федерацией. Более того, она все время пытается доказать, будто бы она выигрывает войну с Россией. И передача ей этих людей послужит на руку украинской пропаганде, будет представлена как очередная грандиозная победа над Россией», — отметил он.
Как сообщало EADaily, 29 июля в Белоруссии были задержаны 33 человека, которые якобы имели отношение к российской ЧВК «Вагнер». Генпрокуратура Украины запросила выдачи 28 задержанных в Белоруссии, поскольку они могли участвовать в «террористической организации» — воевать на стороне ополчения Донбасса. 5 августа Александр Лукашенко и украинский президент Владимир Зеленский обсудили вопрос передачи «вагнеровцев» Украине.