События последних дней в Белоруссии все больше стали напомнить сценарий голливудского боевика. Массовые протесты накануне президентских выборов, ежедневные аресты несогласных с политическим режимом, распространение слухов и «фейков», дискредитирующих, как власть, так и ее оппонентов и, наконец, история с задержанием под Минском более трех десятков граждан России, которые якобы являются членами так называемой частной военной компании (ЧВК) «Вагнер». Неоднозначность происходящего, а также отсутствие четкого объяснения арестов и обвинений со стороны белорусских властей уже вызвали серьезный резонанс, в том числе, и за пределами республики. И в данном случае следует обратить особое внимание на втягивание в данную историю Украины.
Стоит напомнить, что по официальной информации белорусских правоохранительных органов, в ночь на 29 июля под Минском на территории санатория «Белорусочка» были задержаны 32 мужчины, которые якобы являются гражданами России и представляют небезызвестную ЧВК «Вагнер». Еще одного задержали в другой области республики. Согласно заявлению властей, все они якобы прибыли в Белоруссию в количестве не менее 200 человек с задачей «дестабилизации обстановки в период избирательной кампании». Более того, 30 июля правоохранители Белоруссии заявили, что россияне дают некие показания, а в отношении них уже возбуждено уголовное дело по подозрению в подготовке массовых беспорядков. При этом до настоящего времени не ясно, на каком основании были сделаны подобные заявления, кто в действительности люди, которые были задержаны, и почему они не имели права находиться в Белоруссии, вне зависимости от того, собирались они вылетать в другую страну или нет. Более того, в продемонстрированных по белорусским государственным телеканалам роликах не было показано ни одно лицо, а вещественных доказательств их противоправной деятельности общественности до сих пор предъявлено не было. Только 31 июля представитель Следственного комитета (СК) Александр Агафонов сообщил, что показания задержанных «не последовательны, а цели нахождения в Белоруссии противоречивы». По его словам, из-за того, что «11 человек намеревалось лететь в Венесуэлу, 15 следовало в Турецкую Республику, 2 — на Кубу, 1 — в Сирию, 1 — не знал куда летит», а еще трое отказались от показаний, «представляется сомнительным, что одним рейсом в самолете можно совершить перелет в страны различных континентов». По всей видимости для следственных органов Белоруссии подобных измышлений вполне достаточно, чтобы задержать любого человека.
Отсутствие каких либо доказательств не только противоправных действий, но и даже намерений не помешало государственному информационному агентству БелТА еще 29 июля опубликовать поименный список задержанных, который, по сути, и стал источником для вмешательства в ситуацию Киева. Более того, 31 июля стало известно, что этот список был передан в украинский МИД для проверки на участие задержанных лиц в боевых событиях на Донбассе. И в этот же день девятерым «гражданам Украины из ЧВК Вагнера» украинская Генеральная прокуратура объявила о подозрении по факту участия в террористической организации.
Согласно опубликованным именам, оказалось, что многие из арестованных находятся в украинской базе скандального сайта «Миротворец». Они обвиняются в участии в военных действиях на Донбассе. В частности, там оказались россияне Сергей Щербаков, Александр Руденко, Денис Харитонов, Андрей Токаренко, уроженцы Донецкой и Луганской областей Олег Дрига, Максим Кошман, Геннадий Фетисов, Александр Шубин. Согласно заявлению «Миротворца», все они воевали в составе вооруженных формирований Донецкой Народной Республики, а Фетисов еще оказался и бывшим бойцом «Беркута». Но вот что интересно, многие из тех, кто оказался в базе «Миротворца», попали туда уже после инцидента под Минском и только с подачи белорусских силовиков, которые решились опубликовать список задержанных. Таким образом, реально никаких доказательств у украинских «борцов с Россией», по сути на тот момент не было, а людей признали «врагами» Украины только на основании информации в белорусских СМИ. Более того, как стало известно позже, тех, кого в спешном порядке добавили в базу, оказались в ней по инициативе некого пользователя «otto». Этот же пользователь несколькими днями ранее внес туда и ныне арестованного белорусского блогера Сергея Тихановского за то, что он побывал в свое время в Крыму. При этом сам Тихановский никогда не отличался особой любовью к России, участвовал в различных акциях протеста против интеграции двух стран, и заподозрить его в поддержке российской политики по отношению к событиям на Украине крайне сложно.
Примечательно в данном случае то, что 31 июля на странице «Миротворца» в Twitter появилась и вовсе обескураживающая информация — благодарность белорусскому КГБ.
«Благодарим КГБ Белоруссии за то, что помогли привести в состояние феншуя часть записей в Чистилище Миротворца. Но без морд остались: Самарин Павел Львович, Танов Рафик Кабулович, Фомин Михаил Николаевич, Нижник Павел Александрович. Просим помочь исправить эту недоработку», — заявили «миротворцы», разбавив свое сообщение фотографиями людей, имена которых были опубликованы в Белоруссии.
На этом фоне совершенно не удивительно то, что в Киеве решили воспользоваться сложившейся в Белоруссии ситуацией в собственных интересах. При этом оказалось, что и в Минске не против такого развития событий. Буквально сразу же после задержания информационное пространство Белоруссии началось заполняться многочисленными заявлениями двух сторон, в том числе и официальными. Так, уже 30 июля стало известно, что Служба безопасности Украины (СБУ) «будет инициировать вопрос экстрадиции задержанных в Белоруссии боевиков».
«СБУ выступает с соответствующей инициативой и через Офис генпрокурора Украины, как это предусмотрено правовыми процедурами, обратится с ходатайством об экстрадиции указанных лиц», — заявили в украинском ведомстве.
При этом там отметили, что «собрали достаточно доказательств о военных преступлениях ЧВК „Вагнер“ на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей», и «все эти лица, как и любой, кто участвовал в захвате украинских территорий и других военных преступлениях, должны предстать перед судом и получить наказание, предусмотренное законодательством Украины».
Со своей стороны, официальный Минск не только не проигнорировал заявления официального Киева, но и наоборот, решил привлечь к инциденту украинскую строну, которая, по формальным основаниям, не имеет к нему никакого отношения. 30 июля в Минске состоялась встреча главы белорусского МИДа Владимира Макея с исполняющим обязанности руководителя посольства Украины Петром Врублевским. Согласно официальной информации Киева, Минск «проинформировал о ситуации вокруг задержания на территории РБ российских боевиков и обратился к украинской стороне относительно проверки причастности задержанных к совершению преступлений в Украине».
В свою очередь белорусский МИД заявил, что «с учетом подтвержденных сведений об участии ряда задержанных в боевых действиях на территории Донецкой и Луганской областей Украины, украинского происхождения и наличия также украинского гражданства у некоторых из них, у Врублевского запрошена релевантная информация, которая может быть использована для всестороннего анализа и оценки причин их присутствия в Белоруссии».
Последующие события и вовсе стали для многих аналитиков сюрпризом. Учитывая тот факт, что 30 июля на встрече с кандидатами в президенты госсекретарь Совбеза Белоруссии Андрей Равков сообщил им о готовящихся под Псковом и Невелем группировках для дальнейшей переброски в Белоруссию с целью «провокации на массовых мероприятиях», многие ожидали усиления охраны белорусской границы именно на этом направлении. Однако оказалось, что Минск решил усилить погранконтроль на белорусско-украинской границе. В МИДе обосновали это «целями недопущения дестабилизации обстановки в обеих странах». Позже стало известно, что Белоруссия и Украина решили «комплексно усилить пограничный режим на совместно охраняемых участках границы», в том числе увеличить количество погранотрядов. При этом относительно белорусско-российской границы подобных заявлений сделано не было. В Госпогранкомитете (ГПК) республики лишь заявили, что «в рамках выполнения поручений руководства страны пограничники усилили оперативное прикрытие госграницы, в том числе на белорусско-российском участке». Более того, белорусские журналисты портала tut.by съездили на границу с РФ и оказалось, что ни пограничников, ни милиции, ни тем более военных там нет. Даже после того, как стало известно об усилении с 31 июля контроля со стороны России за пересечением границы белорусами, в ГПК республики подчеркнули, что «Белоруссия свои границы ни от кого не закрывала и не закрывает».
В данном случае следует отметить, что даже после достаточно жёсткого заявления по инциденту с задержанными россиянами со стороны МИД России, позиция белорусской стороны относительно происходящего не изменилась. Об этом, в том числе, свидетельствует появление ряда сюжетов на государственных телеканалах страны. В частности, 30 июля в очередной раз были показаны кадры задержания россиян, обозначенных как «наемники частной военной компании „Вагнера“, а значит — опытных бойцов, часто и с криминальным прошлым». При этом было особо подчеркнуто, что «некоторые из них принимали участие в вооруженном конфликте на Донбассе». Откуда белорусское телевидение взяло данную информацию, официально заявлено не было. Однако, исходя из дальнейшего видеоряда и представленного списка «воевавших на Украине», стало понятно, что такое умозаключение было сделано на основе базы «Миротворца». Кроме того, белорусское государственное СМИ вновь обратилось к официальным заявлениям Киева, опубликовав без купюр сообщение украинского МИДа. В нем был сделан упор на то, что «Украина давно предупреждала, что участники российских оккупационных сил и незаконных вооруженных формирований, участвовавших в боевых действиях на Востоке Украины, используются в других точках мира и представляют угрозу». При этом украинская сторона буквально повторила то, что ранее говорили официальные лица в Белоруссии.
«Выявление этих боевиков в Белоруссии подтверждает этот факт и свидетельствует о том, что они могут быть использованы для дестабилизации ситуации в Белоруссии накануне президентских выборов», — говорилось в заявлении внешнеполитического ведомства Украины.
Все вышеперечисленное заставило многих экспертов задуматься над тем, почему в данной ситуации и Минск, и Киев выступили фактически единым фронтом. При этом стоит понимать, что за последний год украинские власти не только не высказывали своего стремления сотрудничать с Белоруссией, но и наоборот. Можно вспомнить, что Украина присоединилась к продленным Евросоюзом антибелорусским санкциям, чего, в принципе, не была обязана делать. Кроме того, Киев временно запретил закупку белорусской электроэнергии, что в будущем может больно ударить по республике из-за запуска БелАЭС. Дополнительно, в Верховной Раде под предводительством члена фракции Петра Порошенко «Европейская солидарность» Алексея Гончаренко появилось межфракционное депутатское объединение «За демократическую Белоруссию», которая явно не симпатизирует Александру Лукашенко и фактически поддерживает уличные протесты. Все это, а также периодические обвинения Белоруссии в том, что она является агентом Кремля и с ее территории стоит ждать нападения российских войск, свидетельствует о том, что в Киеве пока не спешат налаживать теплые отношения со своим северным соседом. И при этом официальный Минск, закрывая на все это глаза, не только не проигнорировал заявления Украины относительно инцидента с российскими гражданами, но и охотно подключил украинскую строну к разбору ситуации.
Как считают некоторые аналитики, такое решение белорусской стороны связано с тем, что в Минске решили использовать украинскую карту для решения некоторых вопросов, как внутри страны, так и во взаимоотношениях с Москвой. С одной стороны, Украина выступает как сторона, нейтральная в данном конфликте, но безусловно подтверждающая опасность для стабильности страны присутствие на территории Белоруссии членов ЧВК. При этом не важно, так ли это есть на самом деле. С другой — неизменно возникнет вопрос о возможной экстрадиции на Украину граждан России. Это вполне может стать дополнительным инструментом в руках белорусского руководства при проведения дальнейших переговоров с Москвой.
В конечном счете, как подчеркивает большинство экспертов, ситуация с задержанными россиянами будет тем или иным способом разрешена. В настоящее время эскалация конфликта не выгодна ни России, ни Белоруссии. Оба государства по-прежнему настроены на дальнейшее развитие двухстороннего сотрудничества и подобные инциденты ни в чьих интересах. Однако следует заметить, что данное происшествие еще долго будет восприниматься сторонами как один из самых негативных моментов взаимоотношений последних лет. Единственной выигравшей в этой ситуации стороной будет Украина. В Киеве получили дополнительную возможность не только продемонстрировать международному сообществу объявленную несколько лет назад «агрессивность» Москвы, но и убедить своих граждан в правильности выбранной ранее политики ограничения контактов с Россией.