Густав Малер и Альма Шиндлер. О чем поговорить с доктором Фрейдом?
У Альмы, урожденной Шиндлер, была занятная особенность выходить замуж за гениев. Или, в крайнем случае, заводить с ними романы. Так это выглядит на первый взгляд. Но…
В случае с композитором Густавом Малером невозможно ограничиться коротким биографическим очерком ко дню рождения. Отдельного разговора заслуживает жена Малера — здесь без упоминаний не обойтись. Причин для этого, как минимум, две. Первая — это то, что Альма знаменита сама по себе. Вторая — то, что Малер — единственный из мужей Альмы, о котором она оставила обширные воспоминания, послужившие изначальным основным материалом для последующих биографических исследований жизни и творчества австрийского классика. Причины, согласитесь, серьезные. Альма Малер-Верфель — известная деятельница культуры первой половины ХХ века. К тому же жена и возлюбленная. Она так и числится — Альма Малер-Гропиус-Верфель — это по мужьям, с указанием на то, что была и возлюбленной, и спутницей знаменитого художника Оскара Кокошки. Не менее знаменитые Густав Климт и Александр фон Землинский просто упоминаются.
В данном случае Альма интересна как жена и единственная спутница жизни австрийского композитора Густава Малера, как часть его биографии и источник сведений и о нем, и о других известных людях, и об эпохе. Альма была молоденькой девушкой, но уже — первой красавицей Вены, когда познакомилась с преуспевающим музыкантом значительно старше себя. Наверное, у нее просто не было выбора: сама дочь известного художника и падчерица известного художника, она встретила человека, чья фамилия хоть пишется по-немецки по-другому, но произносится тоже как «художник». К тому же он был уже состоявшимся композитором, а Альма сама сочиняла и была автором нескольких песен. Правда, уже на первом свидании знаменитый композитор сообщил ей, что видит жену прежде всего как жертвенную помощницу в исполнении его главной миссии. Возможно, в будущем это тоже стало одной из причин сложных семейных отношений. А вот медовый месяц пара провела в Санкт-Петербурге: у Малера там были гастроли. Но тогда первая красавица Вены о собственной карьере не думала. Более того, она пошла наперекор неодобрительному отношению к предстоящему браку своего отчима и опекуна — Карла Молля.
Дело в том, что Малер был еврей, хотя впоследствии и принявший крещение, а у Молля потихоньку зрели профашистские взгляды. В дальнейшем это отразило одну из трагедий эпохи, до которой Малер не дожил, но которую, возможно, предчувствовал.
Уже в 30-е годы Альма, уже с другим мужем, но тоже евреем — писателем Францем Верфелем, была вынуждена бежать в США: сначала во Францию, через Пиренеи в Испанию, затем в Португалию, потом удалось покинуть начавшую кроваво бурлить Европу. Кстати, этот путь они проделали с Маннами — писателем Генрихом Манном и сыном писателя Томаса Манна. По-моему, все романы этого мужа Альмы — Верфеля — были переведены и изданы в СССР. А отчим Альмы — Карл Молль — тогда же вступил в НСДАП.
В 1945 году при освобождении Вены советскими войсками известный австрийский художник Карл Молль покончил с собой так же, как это сделал его фюрер. Всегда, когда пишешь о каком-то известном человеке не столь отдаленного прошлого, чувствуешь, как в его судьбе или судьбе его близких отражается совсем еще живая эпоха, как одно неожиданно оказывается так или иначе связанным с другим. Альма Малер — не единственная Альма в семье Малера. У Густава Малера была племянница, дочь сестры, которую в честь Альмы Малер тоже назвали Альмой. И эта Альма — Альма Розе (Альма Розэ) — тоже вынужденно стала исторической личностью. Племянница Малера также пыталась покинуть Европу, но была схвачена эсэсовцами и оправлена в Освенцим. Альма Розе была известной скрипачкой, а немцы как-то умудрялись сочетать любовь к музыке и беспредельную внечеловеческую жестокость. Вот о чем спросить бы Фрейда… Альме Розе предложили создать и возглавить лагерный оркестр — это не освобождало музыкантов от основной лагерной работы, но отдаляло момент их попадания в печь. Мне нравятся те диванные герои, которые говорят, что не нужно было соглашаться услаждать утонченный слух нацистов. Наверное, хрупкая изможденная скрипачка должна была по-голливудски напасть на все начальство Освенцима, всех раскидать, но потом все равно героически пойти в печь.
Альма Розе создала оркестр — единственный в своем роде. И играла для эсэсовцев, и особенно часто — для доктора Менгеле. И тем самым спасла несколько жизней. Но не свою. Альма Розе умерла в Освенциме от пищевого отравления. На последней репетиции уже в полубреду она повторяла, что «русские идут и скоро их всех освободят, и тогда они устроят тур по всему миру». Проститься с Альмой пришли не только заключенные, которым это внезапно разрешили, но и эсэсовцы, и даже сам «Ангел смерти» доктор Менгеле — по крайней мере, так в книге. Руководить оркестром была поставлена девушка из Украины Соня Виноградова. А русские пришли через полгода. Большинство девушек из оркестра выжило, некоторые впоследствии написали воспоминания. Одна книга стала основой для пьесы знаменитого английского драматурга Артура Миллера, а потом и сценарием фильма — «Playung for time». Этот фильм по книге, название которого можно перевести как «играть, чтобы выжить» или «тянуть время», тоже в конце ХХ века вызвал неоднозначную реакцию у общественности и протесты еврейских организаций потому, что главную роль в нем сыграла Ванесса Редгрейв. Проблема в том, что лауреат премии Оскара Редгрейв уже тогда активно поддерживала палестинцев, а потом и вовсе вносила залог за небезызвестного чеченского командира Ахмеда Закаева. Вот так часто бывает: потянешь за ниточку чьей-то жизни — и внезапно оказываешься там, где ты, собственно, и есть — в сегодняшней реальности. Но в любом случае, нам удалось познакомиться с двумя Альмами в жизни сегодняшнего юбиляра — женой и племянницей. Образ Альмы Розе запечатлен в книгах и кинематографе. В честь нее также назван переулок в Вене — ALMA ROSE GASSE. Вернемся к «первой» Альме, Альме Малер. Образ Альмы Малер также увековечен в кинематографе. Это и картина 1974 года «Малер» Кена Рассела, и немецкий фильм «Малер на кушетке» 2010 года. О самой Альме снят биографический фильм 2001 года — «Обвенчанная с ветром». Название фильма отсылает к известной картине Оскара Кокошки «Невеста ветра», которая предположительно является двойным портретом самого художника и Альмы и хранится сейчас в знаменитом швейцарском Базельском художественном музее.
К слову сказать, с Малером Альма была до самой смерти (он был ее значительно старше). И похоронена Альма не в США, где она жила все последние долгие годы, а в Вене, рядом с первым мужем — Густавом Малером. Несмотря на то что отношения, вероятно, были довольно сложными, в них даже некоторыми советами «поучаствовал» Зигмунд Фрейд, Альма Малер-Гропиус-Верфель остается единственной женой самого великого австрийского композитора. И многие факты биографии Густава Малера известны только из свидетельств Альмы, которые она сохранила в виде двух изданных книг. Кстати, дочка Густава и Альмы стала известным скульптором, выходила замуж 5 раз, и тоже за знаменитостей, в числе которых и голливудский сценарист, и композитор. Пережив первого мужа на 50 лет, Альма Малер вынужденно стала единственным свидетелем и авторитетом в вопросах биографии и творческого пути Густава Малера. Замечу, что о своих следующих знаменитых мужьях Альма книг не оставила. Теперь пора вспомнить самого Густава Малера и совершить короткую экскурсию по его жизни и творческому пути.
Продолжение следует…