Ученые не увидели признаков чумы плотоядных у байкальской нерпы | Построй свой дом
Построй свой дом

Ученые не увидели признаков чумы плотоядных у байкальской нерпы

16/07/2016

Ученые не увидели признаков чумы плотоядных у байкальской нерпы

433 СО РАН Минприроды Науки о жизни Иркутская область Байкал ​Признаков эпизоотии чумы плотоядных в популяции байкальской нерпы не обнаружено. К такому выводу совместная экспедиция к берегам архипелага Ушканьи острова Лимнологического института СО РАН, Байкальского музея Иркутского научного центра СО РАН, Байкальского филиала "Госрыбцентра" и дирекции "Заповедное Подлеморье". 

"Визуально вся увиденная нерпа имела здоровый вид и быстро ретировалась при появлении человека. На берегу найдено восемь разложившихся прошлогодних тушек нерпы, что не выходит за рамки нормы ", — отмечают специалисты. 

Относительно недавним являлся только один труп животного, из которого были взяты пробы тканей, жира, крови на анализы на предмет наличия вируса чумы плотоядных. Ученые ожидают результаты анализов. 

За последнее десятилетие численность байкальской нерпы, по материалам наблюдений и учетных работ Байкальского филиала "Госрыбцентра", возросла и составляет около 100 тыс особей. Более точные данные, в силу особенностей распространения животных и образа жизни, получить невозможно. Риск возникновения вирусных заболеваний среди животных, и, соответственно, массовый падеж, с ростом численности возрастает. Эффективных мер по противодействию распространения чумы плотоядных среди байкальской нерпы не разработано, невозможно сделать прививку сколько-нибудь значительному числу особей. Вероятно, заболеваемость и гибель части популяции вследствие болезни являются естественным регулятором численности байкальской нерпы в озере Байкал, но это вовсе не означает, что не нужно принимать мер по обеспечению экологической безопасности и чистоты вод озера Байкал. 

Согласно правилам рыболовства, промышленная добыча байкальской нерпы запрещается. Промысел проводится только в интересах традиционного хозяйства коренных малочисленных народов, а также в научно-исследовательских и контрольных целях. Напомним, постоянно идут споры о необходимости охоты на нерпу. Общественные экологические организации, как правило, настаивают на бессмысленности этого промысла. Представители официальной науки чаще всего считают минимальную промысловую нагрузку необходимой, так как бесконтрольный рост числа тюленей, которые не имеют естественных врагов в Байкале, чреват не меньшими неприятностями, чем бесконтрольная охота. Например, в 1980-х годах он приводил к вспышкам болезней нерпы и ее массовой гибели. 

В Бурятии региональные минсельхоз и управление ветеринарии в прошлом году объявляли о том, что рассматривают возможность разрешения повсеместной добычи нерпы. А также — организацию промышленной переработки шкуры, мяса и жира байкальского тюленя, включая производство меховых изделий и сувениров. Одна молодая нерпа может давать 20 кг мяса и 5-6 кг целебного нерпичьего жира, за который можно получить до трех тысяч рублей. Прибыль с одной тысячи выловленных нерп, по предварительным подсчетам, может достигать 7 млн руб в год. Однако Минприроды России заявило о том, что не намерено разрешать промышленный лов байкальского эндемика, хотя байкальская нерпа не занесена в Красную книгу РФ, формально являясь промысловым видом.​