15/12/2016 ИХКГ СО РАН
Новосибирские ученые работают над новым видом ракетного топлива
386 ИХКГ СО РАН СО РАН Новосибирск Инновации Химия Новый вид ракетного топлива сегодня разрабатывают новосибирские ученые. Изобретение может перевернуть представления о полетах человека в космос. Корреспондент «Вестей» Татьяна Чуй узнала, как сделать ракету общественным транспортом?
О шатлах, реактивной тяге профессор Владимир Зарко может рассказывать часами. Сегодня он с командой новосибирских ученых на пороге открытия. Как развивать сумасшедшие скорости и использовать дешевое топливо?
Владимир Зарко, Главный научный сотрудник лаборатории горения конденсированных систем Института химической кинетики и горения СО РАН, поясняет: Нужно не просто любой ценой доставлять груз на орбиту, а еще и достаточно дешево.
Сейчас, к примеру, стоимость доставки на МКС бутылки воды в районе двадцати тысяч долларов. Пересылка лабораторной мыши для экспериментов в космосе чуть дешевле. Новосибирцы придумали, как сэкономить. Новое твердое ракетное топливо на основе бора.
Татьяна Чуй, Корреспондент: Вот здесь он находится в обычной стеклянной банке. Закрытой металлической крышкой. Ну, вот похоже на крахмал или на черную глину, которую используют в косметических масках. Но на самом деле — это бор и есть. Порошок мелкий, невесомый. И очень "капризный". Чтобы загорелся, надо постараться.
"Сейчас здесь его поджечь можно? — Он не будет гореть без окислителя. — Без окислителя он не горит?! — Конечно, нет! Это же компонент топлива. А в топливе обязательно должен присутствовать окислитель. Либо его надо нагреть до высоких температур. — И для чего это все создается? — Для воздушно-реактивных двигателей. И взять за бортом окислитель — вода, воздух. Крылатые ракеты на таком топливе очень хорошо забортный воздух берут". С окислителем бор горит — будь здоров. Сегодняшняя ракетная "солярка" на основе алюминия рядом не стояла. "Вот, смотрите, вот бор где! А вот где алюминий. Вот — титан, магний, который любят жечь еще. Вот еще берилий — рекордсмен, но у него очень ядовитые продукты".
"Если такое топливо создать и его окислять, то оно даст по энергетике гораздо больше, чем такое же топливо с алюминием. То есть это высокая температура, высокая калорийность, то есть больше выделится тепла. А это значит, его можно использовать меньше, дешевле. И летать дальше", — говорит Владимир Симоненко, старший научный сотрудник Института химической кинетики и горения СО РАН.
Сегодня последний этап экспериментов. О своей разработке всему миру новосибирцы готовы рассказать уже следующим летом. В Милане на конференции по аэронавтике и космическим наукам.Видеосюжет по теме.