Для маленьких детей проблемы с речью и дикцией абсолютно естественны. И в большинстве случаев они проходят сами по себе или при минимальной помощи родителей. Но бывают случаи, когда есть необходимость обратиться профессионалу. Вот только выбрать его – задача не из простых. Как же найти хорошего логопеда Пензы?
Где лучше искать логопеда?
Речь не зря считают одним из главных отличий человека от животного. Это крайне сложный механизм высшей нервной деятельности, который неразрывно связан с психикой и мышлением. Потому педиатры уделяют столько внимания нарушениям речи у детей. Ведь они показывают, что развитие ребенка требует коррекции и вмешательства. При этом возможные проблемы, которые вызывают затруднения с речью у малыша, обширны: от неправильного формирования речевого аппарата до аутизма. Поэтому родителям нужно быть очень внимательными и реагировать, как только замечают проблемы с дикцией, произношением, освоением словарного запаса, построением осмысленных или тем более сложных предложений у своего ребенка. В этом случае переоценить хорошего логопеда, который найдет причину проблем с речью и предложит эффективный способ их решения, невозможно!
Но где его найти? Вариантов масса – на рынке предложение специалистов подобного профиля велико. Направлений, по которым стоит осуществлять поиск, как и в случае с подбором няни, несколько:
- объявления в интернете и СМИ;
- рекомендации знакомых.
Но выбрать предпочтительный способ поиска здесь невозможно. Каждый ребенок уникален, и если какой-то специалист справился с его проблемами, это не значит, что он без труда исправит нарушения речи у другого малыша. А в итоге отзывы друзей, например, могут не сработать. Потому лучше поиск логопеда проводить по всем имеющимся каналам: от объявлений в интернете до специализированных рейтингов и результатов профессиональных конкурсов – и обязательно сравнивать их. Кстати, кто-то в данном случае отметит, что в хорошем детском саду уже есть штатный логопед. Но, как показывает опыт, у него обычно недостаточно времени, чтобы индивидуально решать сложные проблемы – при его загрузке сил чаще всего хватает только на исправление простых, классических проблем речи. Исключения, конечно, бывают, но они же исключения…
Как оценить логопеда?
Где бы вы ни нашли такого специалиста: в государственной поликлинике, частном центре или по совету знакомых родителей – в любом случае при знакомстве с ним стоит обратить внимание на ряд важнейших моментов. Среди них:
образование
Специалисты бывают разные. И эта банальная истина лучше всего проявляется как раз в образовании логопеда. Одно дело получить подобную специальность, учась в специализированном, в данном случае педагогическом или медицинском, высшем учебном заведении, и совсем другое – пройдя краткие курсы логопеда, где учат в основном постановке звуков у детей. Потому интерес к диплому профессионала обязателен. Уточните, на кого учился, в каком вузе и как учился. Также обратите внимание на его квалификацию (у нее несколько официальных градаций). Кстати, даже если она высшая, не забудьте узнать, как часто человек посещает курсы повышения квалификации, профильные семинары и конференции – все это будет говорить о его стремлении развиваться в своей области.
опыт
Даже лучшие теоретические знания – ничто без практических навыков. Потому выясните, как долго работает логопед. Причем важна не просто длительная практика (хотя бы от 2-3 лет), но и ее характер. Об этом можно узнать из его портфолио, где описаны реальные случаи из практики: возраст детей, конкретная проблема с формированием речи, причины, пути выхода из ситуации, как быстро удалось их реализовать и т.п. Естественно, лучше выбирать логопеда, который работал с похожими на случай вашего ребенка – все-таки исправление, допустим, заикания требует иного подхода, чем общая задержка в развитии речи малыша. Впрочем, хороший и порядочный специалист и сам отметит, что определенные проблемы он в принципе не решает, специализируясь на других.
методы работы
Стоит узнать, как конкретно логопед намерен решать существующие нарушения речи. Необходимо, чтобы он рассказал о своей методике, приемах, которые он использует на занятиях, выписывает ли он домашние задание и в чем они обычно заключаются. Хорошо, если приведет примеры упражнений или даже покажет видео занятий с детьми. Конечно, неспециалисту сложно понять, насколько эффективны приведенные методы и применимы ли они вообще к вашему случаю (вдруг они эффективны, но для другой проблемы речи?), но общая открытость преподавателя должна расположить к себе. Да и проверить его приемы не так уж и сложно – достаточно консультации у одного-двух других логопедов и прочтения ряда статей в профильных изданиях.
график работы
Описание будущего курса лечения ребенка невозможно без описания графика работы. Как часто проходят занятия, сколько длятся (в возрасте 2-3 лет обычно достаточно урока до 30 минут), насколько регулярно нужно выполнять домашние задания (от них зависит качество усвоения материала). Узнайте, проводит ли логопед занятия только у себя в кабинете или практикует и выезд на дом – это может пригодиться, например, на случай плохой погоды, когда маленького ребенка лучше не выводить на улицу, чтобы не рисковать подхватить простуду. А вот уточнять, когда будет результат, особого смысла нет. Здесь все строго индивидуально, ориентировочно и зависит от множества параметров. Поэтому лишь после начала курса специалист сможет составить план результативности.
личное впечатление
Эффективность занятий во многом зависит от того, насколько комфортно ребенку с конкретным человеком. Поэтому оцените его характер, темперамент, насколько он умеет расположить к себе и заинтересовать. А лучше это проверить при помощи «очной ставки»: познакомьте их, чтобы они составили впечатление друг о друге, о котором также нужно узнать у каждого в приватной обстановке. Хотя, даже если первое общение прошло хорошо, понаблюдайте за поведением ребенка после двух-трех занятий – если малыш не хочет туда идти, капризничает, боится, есть повод задуматься. Кстати, нелишне поинтересоваться возможностью личного присутствия на уроке – это поможет и вам в реальности увидеть работу логопеда, и сделает обстановку для малыша в первое время более комфортной.
А вот про стоимость занятий говорить не будем. Потому что цена давно ни о чем не говорит. Да, подозрительно дешевые услуги логопеда вызывают справедливые сомнения – не может хороший специалист низко оценивать работу. Но и высокая ставка не является гарантией квалификации или достижения результата. Потому старайтесь найти золотую середину и ориентироваться на свой бюджет.
Работайте сами и контролируйте!
Отдельно стоит обратить внимание на пару важных моментов, которые позволят оценить вам работу логопеда уже во время курса лечения. Один из них – те самые домашние задания. Во-первых, они важны сами по себе: сколько их, на что направлены, какие упражнения в них заложены и что они развивают в малыше. А во-вторых, не меньше значит… как полно вы их выполняете. Это звучит банально, но вы с ребенком дома, между регулярными занятиями со специалистом, обязаны делать все, о чем он говорит. Только в таком случае вы сможете спросить с него, если спустя время не получили обещанного результата. Практика подтверждает грустное правило: огромное количество родителей не хотят или не могут заниматься с ребенком дома. По их мнению, «раз я плачу такие деньги, логопед должен все решить сам!» – и потом предъявляют массу претензий, почему нет видимых достижений у «пациента». Но это в корне неправильно! Дети возраста 2-3 лет быстро забывают приобретенные навыки – и лишь их повторение в быту поможет закрепить их. Разумеется, все достижения надо отмечать. Успех сильно мотивирует детей и позволяет почувствовать им уверенность в своих силах.
Ну, а если все занятия идут хорошо, ребенок доволен, они ему нравятся, а вы в свою очередь добросовестно выполняете все поручения логопеда, но при этом прогресс неочевиден или мал относительно длительного периода времени, это повод задуматься о причинах такого положения. Выход: покажите ребенка другому специалисту. Причем не только логопеду, но и психологу или неврологу – проблемы с речью могут быть связаны с нарушениями других отделов нервной системы. Лишь комплексная оценка ситуации и методов ее исправления поможет найти выход из кризиса. Кстати, можно не стесняться и рассказать нанятому логопеду о своих сомнениях. Если он согласится с вами, что улучшение ситуации идет излишне медленно, сам предложит показать малыша специалистам другого профиля и выразит готовность сотрудничать с ним, а также выскажет пожелание переработать программу, это можно считать хорошим знаком.
P.S. И главное: не теряйте времени! Чем раньше обнаружена и диагностирована проблема в развитии речи, тем легче ее решить. Потому при первых признаках, что ребенок испытывает затруднения с выражением мыслей, стоит обратиться к специалисту. Чем позже начнутся занятия, тем дольше они будут длиться.
Расскажите в комментариях: а есть ли у вас опыт поиска детского логопеда – и насколько он был удачен?