«Каждый раз» как первый
В столичном клубе «1930 Moscow» прошла концертная презентация нового альбома Монеточки (Лизы Гырдымовой) «Декоративно-прикладное искусство». Борис Барабанов считает, что для первого за долгое время концерта самой обсуждаемой российской певицы результат получился вполне удовлетворительным.
Новый альбом Монеточки «Декоративно-прикладное искусство», как писал ранее “Ъ” (см. номер от 10 октября), сконструирован по законам музыкального театра, и логично было ждать, что концерт-презентация будет следовать тому же сценарию, что и сам альбом,— от экспозиции «Крошка» и далее, через все приключения лирической героини, к кульминационной песне «Переживу» и финальной «Америка».
Но Монеточка пошла другим путем. Она начала с песни «90-е» с альбома «Раскраски для взрослых» (2018), и в дальнейшей драматургии шоу никакая сверхидея не прослеживалась. Не было и никакого желания показать, что у Монеточки изменился звук. Прошлый альбом многими не был принят по причине «пластмассового» звучания, которое совсем не смущало молодую аудиторию, но более искушенных слушателей откровенно раздражало. Теперь же, когда в песнях появились остроумные гитарные соло («Крошка»), балканские духовые («Шприц») и прочие элементы «большого» продакшена, Монеточка вполне могла продемонстрировать его и в концертной программе. Но то ли карантинные обстоятельства помешали сформировать полноценный аккомпанирующий состав, то ли Монеточка и ее соавтор Витя Исаев сознательно отказались от масштабного аккомпанемента — живое звучание, как бы то ни было, осталось на уровне прошлого альбомно-концертного этапа биографии певицы.
То же касалось и сценографии. Опять же на то, чтобы подготовить специальные видеоряды для шоу, у его создателей могло элементарно не хватить времени. В конце концов, спасибо, что презентация в принципе состоялась, в нынешние карантинные времена любой факт состоявшегося концерта — уже счастье. Даже если, как было в данном случае, концерт был перенесен с другой площадки за день до назначенной даты. Даже с сокращенными вдвое возможностями продаж билетов.
К слову, зал казался полным. Зрители охотно подпевали песням и следовали довольно стереотипным, принятым скорее у поп-звезд старой формации командам исполнительницы: «Кто громче крикнет: правая часть зала или левая?..», «А следующая песня посвящается всем, кто пришел сегодня со своими вторыми половинками!» и так далее.
Лиза Гырдымова общалась со зрителями не то как аниматор в турецком отеле, не то как Снегурочка на детском утреннике. В этом было нечто очень постироничное, но одновременно очень искреннее. Несмотря на то что и мелодии Монеточки, и ее манера ведения концерта нередко перекликались со старой доброй кооперативной эстрадой, само зрелище было меньше всего похоже на выступление группы «На-На». При всем несовершенстве программы это был спектакль актуального, тонко чувствующего время артиста, причем умильный конферанс Монеточки составил существенную часть обаяния шоу. Он почти уравновесил все огрехи вокальной работы, все забытые строчки и фальшивые ноты. Скажем прямо: людям было на них наплевать, они соскучились по певице и друг по другу
Исполнив «Последнюю дискотеку», первую песню, созданную в рамках тандема с Витей Исаевым, Монеточка, как и положено поп-артистке, удалилась за кулисы менять сценический наряд, а ее партнер исполнил две песни собственного сочинения, напомнив о том, что и в качестве сольного исполнителя он в инди-кругах заметная фигура. Монеточка вернулась с «Нимфоманкой» и постепенно добралась до «Шприца» — песенного шаржа на группу «Ленинград», который, судя по всему, является самым узнаваемым номером из обоймы новых песен. «Шприц» с его полупохабным припевом уже воспринимается публикой вне контекста альбома и творчества Монеточки в целом и, вероятно, будет той самой песней, которая стимулирует новый прорыв певицы к настоящей кассе.
Вскоре после посвящения Сергею Шнурову прозвучала «Коза» — сатира на русский рок и конкретно на фанатов «Короля и шута». Как и на альбоме, партнером Монеточки в этом номере стал Noize MC, которого Лиза нежно обняла и назвала «крестным папой»,— рэпер записал в дуэте с артисткой несколько очень важных для ее карьеры треков и фактически обратил на нее внимание широкой публики. Следом прозвучал, вероятно, главный хит Монеточки — «Каждый раз». Песня была замедлена вдвое, что пошло ей на пользу. Теперь слова разобрали даже те, кто оказался на концерте случайно. Программа-минимум была выполнена, и после этого певица, похоже, расслабилась и окончательно освоилась в ситуации первого концерта после затянувшейся паузы. И даже перестала фальшивить.