В каждом из предложенных законопроектов, касающихся норм об изъятии детей из семьи, есть ценные новеллы. Однако при их обсуждении нельзя спешить, ведь необходимо найти баланс — защитить и интересы семьи, и спасти ребенка в случае угрозы. Об этом заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в интервью телеканалу «Россия-24».
Первый законопроект на эту тему внесли в Госдуму парламентарии Павел Крашенинников и Андрей Клишас. Они предложили ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи. Производить изъятие ребенка, согласно поправкам, можно будет при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
Второй законопроект — от сенатора Елены Мизулиной — предусматривает изъятие детей из семьи только в судебном порядке при наличии вины со стороны родителей. Кроме того, запрещается заключать браки и усыновлять детей не только лицам одного пола, но и тем, кто ранее сменил пол.
Кабмин поддержал первую из этих инициатив, а вторую — нет.
«Считаю, что здесь самое главное — не спешить, — подчеркнул Вячеслав Володин, комментируя эту тему. — Необходимо обсудить всесторонне нормы законов. И сделать все для того, чтобы ребенок был защищен».
Он пояснил, что, с одной стороны, важно защитить ребенка от возникающих угроз, а с другой стороны — от ошибочного изъятия из семьи. «Чтобы не получилось так, что органы опеки его забрали из семьи, а потом семья должна доказывать, что это неправильно сделано было», — добавил спикер.
В Госдуме планируют обсудить эти законопроекты с участием родительского сообщества, экспертов, органов опеки, и вернуться к этим темам дополнительно для того, чтобы «не наделать ошибок».
По мнению Вячеслава Володина, как в одном, так и в другом законопроекте есть свои интересные предложения. «Если брать их идеологию, один закон больше про защиту ребенка и его изъятие в ситуации, если ему что-то угрожает, — напомнил он, — а другой закон — о защите семьи и решении вопросов в рамках создания условий для того, чтобы ребенок оставался в семье». В Госдуме, по его словам, собираются в итоге обсуждения «найти ту золотую середину, где, с одной стороны, и семья будет защищена, и, с другой стороны, чтобы ребенок был защищен, не пострадал, особенно от ситуаций, связанных с угрозой его жизни».