Архив знаменитого ювелира вернулся в Россию | Построй свой дом
Построй свой дом

Архив знаменитого ювелира вернулся в Россию

6

Архив знаменитого ювелира вернулся в Россию

Сокровище семьи Фаберже

Музеи Московского Кремля 6 октября объявили о поступлении в собственную коллекцию семейного архива Карла Фаберже. «Огонек» выяснил, какие открытия готовит собрание документов и личных вещей самого знаменитого ювелира русского императорского дома.

Анна Сабова

Эта новость оказалась неожиданной, пожалуй, прежде всего для самих Музеев Московского Кремля — о решении Татьяны Фаберже, правнучки легендарного мастера, безвозмездно передать фамильную ценность российскому музею стало известно только после ее кончины в феврале нынешнего года. Значимость этого события даже кремлевские хранители пока оценивают осторожно, ведь привезенный из Швейцарии архив не только уникален, но и совершенно не изучен. Фотографии, документы, библиотека, произведения искусства, мемориальные предметы (всего 1651 объект) могут рассказать не так много о легендарном дореволюционном прошлом респектабельного ювелирного дома. Зато этот архив позволяет заглянуть в эмигрантские будни семейства Карла Фаберже, хорошо знакомые, пожалуй, лишь его потомкам.

Архив ювелира

Архив знаменитого ювелира вернулся в Россию

Бюст Карла Фаберже. 1903 год. Скульптор Йозеф Лимбург

Фото: Музеи Московского Кремля

Для музея, располагающего едва ли не самой объемной в мире коллекцией произведений фирмы Фаберже, его фамильный архив оказался открытием. «Когда он приехал в Москву, для нас это была некая terra incognita,— призналась Татьяна Мунтян, научный сотрудник Музеев Кремля и хранитель коллекции Карла Фаберже.— Я иногда обращалась к Татьяне Федоровне, и она посылала какую-нибудь фотографию из архива или скетч, но сам архив я увидела впервые».

Главным хранителем и исследователем архива, который охватывает более 100 лет и отражает жизнь семьи Фаберже на протяжении всего ХХ века, была Татьяна Фаберже. По словам специалистов, правнучка ювелира скрупулезно берегла буквально каждый документ, касавшийся истории ее семьи. Например, благодаря сохраненным ею наброскам Фаберже, в разрозненных деталях ювелирного произведения начала ХХ века исследователи распознали его последнее пасхальное яйцо «Созвездие Цесаревича». Задуманное в 1917 году, оно не было завершено, и его случайно обнаружили в фондах Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана лишь в 2001 году. Она же ознакомила кремлевских хранителей с настоящей палитрой, которой пользовался Карл Фаберже. А в 1992 году сама приехала в Москву на открытие выставки «Мир Фаберже» — первого столь масштабного выставочного проекта постперестроечной России, посвященного творчеству Фаберже.

Архив знаменитого ювелира вернулся в Россию

Сотрудники Музеев Московского Кремля внимательны к каждой детали архива

Фото: Музеи Московского Кремля

Поэтому, как только в сентябре на фоне пандемии было восстановлено авиасообщение между Швейцарией и Россией, многочисленные коробки с архивом были доставлены в Москву. Музейные сотрудники только приступили к работе с материалами и пока могут сказать лишь одно: большая их часть посвящена жизни Фаберже вне родины. По иронии судьбы архивное собрание вернулось в Россию чуть более чем через столетие с того дня, когда сам Карл Фаберже покинул революционную Россию под видом курьера.

Оставив в 1918 году на родине дом, магазины и мастерские, глава фирмы лишь в Европе узнал о полном крахе своего дела. А после революции Европу и Америку захлестнула целая волна подделок под Фаберже, которые окрестили Fauxbergе, то есть «Фальшберже».

Таким образом, его архив стал летописью драматичного и крайне насыщенного периода. «В архиве сохранились вещи семейные, которыми пользовались в быту. Например, столовое серебро,— добавила Татьяна Мунтян.— Все-таки жизнь в эмиграции была несколько другая, совсем не такая роскошная и даже скромная. Мы только подступаем к исследованию этой темы, поскольку раньше не имели возможности видеть ни один из этих документов. Архив рассказывает, как сыновья Фаберже и сам он жили в эмиграции, как протекала жизнь этого огромного клана, а также связанных с ними родственными узами Шереметевых».

Архив уникален и тем, что хранит память о проектах ювелира либо так и не реализованных, либо навсегда утраченных в годы революций и Гражданской войны. Среди более полутора тысяч предметов выделяется альбом, на страницах которого изображено маленькое пасхальное яйцо-брелок — оно утеряно, зато в Музеях Кремля хранится знаменитое яйцо-часы с букетом лилий, для которого сюрприз и предназначался. Крайне ценны и снимки, сделанные Николаем Фаберже, сыном ювелира, а также руководителем Лондонского отделения фирмы и выдающимся фотографом. Они сохранили для истории не только портреты семьи, но и детали интерьера знаменитого дома ювелира на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге. А бюст Карла Фаберже, созданный в 1903 году Йозефом Лимбургом, соучеником его старшего сына Евгения Фаберже, уловил спокойные черты лица ювелира в период расцвета его фирмы.

Роскошь для всех

Архив знаменитого ювелира вернулся в Россию

Страница из фотоальбома с изображением яйца «Букет лилий»

Фото: Музеи Московского Кремля

Несмотря на то что все эти архивные сокровища будут доступны только исследователям, работы фирмы Фаберже остаются одной из самых востребованных тем для выставок Музеев Кремля. «Наш музей каждый год готовит по всему миру выставки, которые представляют его наследие,— отметила директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.— Весной 2021 года, я надеюсь, мы сможем подготовить выставку его произведений в Лондоне, а также в Музее железнодорожного транспорта в Йорке. Эта выставка будет посвящена Транссибирской железной дороге. И в дальнейшем мы планируем показывать произведения Фаберже на большой выставке в Музее Виктории и Альберта». Имя Карла Фаберже связано и с масштабным выставочным проектом «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали», который открылся в музее 9 октября («Огонек» писал о нем в № 39).

Впрочем, интерес к личности и творчеству Фаберже, который на своем веку успешно конкурировал со многими другими ювелирными домами, не угасает уже больше столетия:

Архив знаменитого ювелира вернулся в Россию

Сотрудница музея изучает снимки, сделанные Николаем Фаберже, сыном ювелира

Фото: Музеи Московского Кремля

— И Картье, и Бушерон, и Тиффани были столь же прославлены, но каждый — в своем направлении, в своей стезе, в каком-то определенном регионе,— пояснила в разговоре с «Огоньком» Татьяна Мунтян.— А Фаберже был популярен во всем мире. Он был популярен в России, исключительно популярен в Лондоне, в Соединенных Штатах, был популярен у владык Востока. Ему махараджи даже целого слона подарили в благодарность! Может быть, это связано с тем, что в своем творчестве он объял все виды, все жанры, все направления ювелирного, эмальерного, камнерезного дела.

Дело и в том, что, уловив дух времени, товарищество «К. Фаберже» отказалось от стереотипных представлений о ювелирных подарках как о роскоши для избранных и освоило целое направление в ювелирном искусстве под названием «обже-де-фантази». Другими словами, вещи уникальные и при этом ни к чему не обязывающие — как раз на тот случай, когда дарить драгоценное колье или кольцо по какой-то причине неудобно. Но главное качество, которое принесло славу Карлу Фаберже, связано с его отношением к покупателям, уверены исследователи.

Архив знаменитого ювелира вернулся в Россию

В одном из альбомов сохранился даже гербарий

Фото: Музеи Московского Кремля

— Когда вы приходили в его магазин, вы могли купить бриллианты для дамы, а могли и какую-то вещь для ребенка, например брошку за 3 рубля 50 копеек,— добавила Татьяна Мунтян.— Были у него и такие цены. Вы могли приобрести любую вещь согласно вашему вкусу и вашему кошельку. И публика ценила его за это качество. Приходя в его магазин и покупая вещь за 3 рубля 50 копеек, за 12 или 15 рублей, она, публика, была уверена, что эти вещи сделаны с таким же тщанием, с таким же мастерством, с такой же любовью, как и императорские пасхальные шедевры или бриллиантовое колье за 50 тысяч рублей. Карл Фаберже писал: если вы хотите найти вещь за 100 тысяч рублей или долларов, идите к Картье, Бушерону, Тиффани, а я не торговец — я художник-ювелир. Он и стал популярен потому, что мог предложить любое и за любые деньги и при этом с уникальным качеством и оригинальностью.

Источник