Картины остались на карантине
В Париже завершилась 32-я Biennale Paris, бывшая Биеннале антикваров. В этом году она проводилась не в виде большой и представительной выставки в Гран-Пале, как обычно, а в виде отдельных экспозиций в парижских галереях и в штаб-квартире партнера биеннале — аукционного дома Christie`s.
Такого тощего года даже антиквары не припомнят. Их биеннале, ставшая в 2017 году Biennale Paris, была знаменитым зрелищем. Ее устраивали в сентябре в лучшем выставочном зале Парижа — центральном нефе Гран-Пале. Галеристы и клиенты загодя съезжались со всего мира. Уже накануне открытия на гала-ужине треть вещей раскупалась на корню и наутро прессу встречали красные метки под самыми лакомыми произведениями.
В этом раз все было иначе: эпидемия отменила большой показ.
Привезти иностранцев, получить их работы, устроить праздник с шампанским, под который так хорошо идет искусство, не представлялось возможным.
Единственное, что успела сделать дирекция биеннале, это вступить в союз с самым французским из главных аукционных домов — Christie`s — и заменить одну большую общую выставку серией малых.
Как Biennale Paris открылась в Christie`s
Вещи, предназначенные для Biennale Paris, показывали в залах самих парижских галерей-участников, а также в штаб-квартире Christie`s на авеню Матиньон. Выставка и последующая продажа объединила 42 галереи. Как сообщают организаторы, с момента открытия сайта, на котором вещи были представлены для международной клиентуры, биеннале онлайн посетило 60 тыс. человек из 32 стран.
Церемония открытия 32-й Парижскойя беннале (Biennale Paris) в залах аукционного дома Christie’s
Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ
Клиенты из 13 стран зарегистрировались и участвовали в торгах.
Было куплено одно из двух показанных в этом году произведений Питера Брейгеля Младшего. Его «Разоритель гнезд» принес галерее Florence de Voldere €250 тыс.— в пределах эстимейта.
А вот «Лето: жатва», представленная женевской De Jonckheere, уже не в первый раз останется на стенах галереи. Владелец De Jonckheere и президент нынешней Biennale Paris Жорж де Жонкер может утешиться тем, что Музей Гране в Экс-ан-Провансе заплатил €150 тыс. за «Мадонну с младенцем и попугаем» начала XVI века. Канделябр ХХ века скульптора Клод Лаланн приобрели в галерее Mitterrand за €135,5 тыс., а бриллиантовое колье из галереи Iskenderian ушло за €37,5 тыс.
Аукционная продажа собрала в общей сложности €1,5 млн. Это значительно меньше ожидавшихся €7-10 млн, о которых говорили на открытии выставки.
Но, возможно, это лучший результат, которого только можно было добиться в краткий промежуток между двумя волнами эпидемии и карантинных ограничений во Франции. Жорж де Жонкер не теряет оптимизма и надеется реабилитировать биеннале в сентябре будущего года в новом Гран-Пале, а генеральный директор Christie`s Гийом Серутти уверяет: «Мы должны судить о результатах этой инициативы только с финансовой стороны. Поддержка работы маршанов, сотрудничество с биеннале, большая выставка, положительные отзывы наших клиентов и наблюдателей рынка — все это радует Christie`s и дает желание и дальше двигаться в этом направлении».